Литературный портал - Проза, / Повести, Oneverdan - Как я снимал наш ответ Голливуду. Глава 3.
Loveless
Светлана Липчинская
Да Нет
Личная страница Читальня Избранное Мой блог Профиль Мои фотоальбомы Личные сообщения Написать в блог Добавить произведение

OneverdanКак я снимал наш ответ Голливуду. Глава 3.

Проза / Повести11-07-2010 13:30
Статический кадр.

Все с него и начинается, со статичного кадра, это как пробуждение жизни, начало фильма, а в моем случае — начало историй, различных по содержанию, но все-таки похожих.

Камера переводится на дверь и фиксирует двух парней, один заходит первым, второй двигается следом. Эти двое, они не то, чтобы противоположности, просто один выглядит взрослее, чуть выше другого, а второй, на котором мешковато болтаются безразмерный худи и широкие джинсы, выглядит подростком, хотя первого иначе, как молодой человек, назвать язык не поворачивается.

Такими они и получаются, Старший и Младший. Старший подходит к стойке, Младший плетется за ним, бросает ему,закажи мне пирожного,и занимает места. Как раз за клетчатым столом, миниатюрным дискуссионным клубом, эх, если бы еще дискутирующие знали, что их снимают на камеру.

Камера фиксируется, она снимает Старшего, тот жестом подзывает бармена, и показывает на от руки нарисованную табличку «кофе нет».

Это правда ?

Бармен пожимает плечами, строит виноватую мину, и даже не пытается прикрыть застывшие на его фирменной футболке с лэйбой кафешки явственные кофейные пятна.

А где извинения ? — спрашивает парень, и стучит пальцем по листу,почему не написано, «Извините, господа, но сегодня мы не можем вас обслужить как следует» ?

Старший несколько заносчиво берет лист бумаги и кладет на стойку, а затем, засунув руки в карманы ладно скроенных брюк, ждет реакции бармена. А тот, благо, ему дали добро невозбранно покривляться, жеманничая, делает полу-поклон,-

Простите, милостивый господарь, не учли пожеланиев ваших справедливых, только об самих себе думали. А вы знаете, как это бывает ? — спрашивает бармен, и бодро напевает себе под нос,-

gone, baby, gone. — и затем заканчивает фразу, резко поменяв настроение, а улыбку заменив грустной миной,my coffee is gone.

Два эклера и две колы со льдом.

А у нас льда нету,все так же, строя мины а-ля Джим Керри и Эдди Мерфи, отвечает бармен.

Так пойди отколи там где есть.говорит Старший, кидает на стойку две сотенные купюры, и добавляет, с презрительным тоном,сдачи не нужно. Придурок.

Он возвращается за столик, садится напротив Младшего, и смотрит, как тот поигрывает пачкой, ставит то на бок, то вверх ногами.

Перешел на Страйк ? — спрашивает Старший,тем более,он берет пачку и смотрит, где произведено, — даже не Duty Free. Как ты вообще такое куришь ?

Пока не знаю,говорит Младший, достает сигарету, мнет и закуривает, и с первым выдохом табачного дыма отвечает,Нормально курю. Через рот.

Мельчаешь,говорит Старший, достает из кармана пачку Dunhill, на которой нет ни единого слова по-русски. Сразу видно, производили её не по лицензии, её делал сам British American Tobacco. Затягивается, и продолжает,-

Вот это настоящие сигареты, а то, чем ты тут воздух засоряешь — так, крошка табачного листа вперемешку с опилками и мусором. Не кури это.

Младший качает головой, Старший отмахивается от его молчаливых аргументов, явно теряет интерес, и смотрит, как официантка подносит им поднос с длинными стаканами и эклерами, завернутыми в салфетки.

Спасибо,бросает Старший официантке, берет стакан и отпивает.

Блядь,говорит он, и, на вопросительный взгляд Младшего отвечает,попробуй сам.

Тот отпивает, и не морщится, и не матерится, и спрашивает,-

Что не так ?

Она безо льда. — говорит Старший, и, повысив голос, обращается к Младшему, так, чтобы его слышало все кафе,на хрена я платил ?! За тепленькую бурду с пузырями ? Или здешний бармен считает, что я пришел в это ПРЕКРАСНОЕ кафе, дабы порадовать себя его присутствием, а не попить ледяной колы ?!

Тутошний. — говорит Младший.

Что ? — Старший переводит взгляд со стойки на своего собеседника и раздраженно говорит,блядь, я тебя не понимаю. Ты когда-нибудь научишься говорить как человек, а не как обезьяна ?

Я знаю, ты раздражен, друг. У всех бывают хреновые дни,успокаивает Младший, и даже хлопает его по плечу, чем вызывает новую вспышку раздражения.

Чертов папочка,говорит Старший,с чего он решил, что я должен учиться на менеджера ?

С чего ?

Да хер его знает, веришь ! — говорит Старший, и наклоняется к Младшему, чтобы уж совсем не привлекать внимания, которого у него теперь и так в избытке,я же прирожденный режиссер, я знаю, как снимать, я столько лет прокрутился в этом бизнесе, и тут оказывается, что «бегать туда-сюда с камерой — это не работа для серьезного человека».

Может, твоего отца разочаровало то, что ты работаешь в массовке ? — спрашивает Младший, на что Старший кивает, затягивается, и запивает никотиновую горечь во рту теплой колой.

Отвратно,говорит он про колу, и тут же возвращается к предыдущей теме,Конечно, это его разочаровало. Мне, если честно, это тоже надоело. — и он грубовато усмехается, приподнимая верхнюю губу и обнажая бледные верхние зубы.Надоело быть тем, третьим парнем слева в толпе, которая идет, и словно не замечает, как какой-нибудь красавчик типа Чадова целует модельку прямо на глазах честного народа. Ты представляешь, какой бы шум подняли люди, увидь они, как Чадов целуется с кем-то на улице ? Тут же газеты запестрели бы заголовками, один краше другого, а то, что я тискал милашку прямо на камеру, пока главный герой снимал деньги в банке –всем было по барабану.

Младший улыбается на эти фразы, и кивает головой,

Помню я этот момент,улыбается он,тебе сказали говорить с Настей, а ты её зажал в углу, и начал гладить прямо во время дубля. Режиссер орал на тебя, а ты все равно отстоял свое право на… как ты это назвал ?

Эстетическая самореализация, друг, эстетическая самореализация,говорит Старший, и с чувством ввинчивает полустлевшую сигарету, до которой он так толком и не дотронулся, в жестяную поверхность пепельницы,это когда ты выражаешь свое Я через действия таким образом, чтобы это вызывало чувства у той части населения, которая на тебя смотрит.

А режиссер назвал это эстетствующим хулиганством.добавляет Младший, смешно теребя ворот худи, на который упал пепел,он даже объяснил — это когда молодое хулиганье пытается выдать банальный латентный секс за чистое искусство и на этом выбиться в люди.

Младший переводит взгляд с ворота, который от втирания табака мгновенно сереет, на собеседника, который с плохо сдерживаемым раздражением слушает про режиссера и чешет мочку уха.

Хотя, мне понравилось,радушно говорит Младший, слюнявит салфетку и водит её по вороту, туда сюда, разбираясь с пятном.

Мой первый поклонник,насмешливо вторит ему Старший,Надо будет как-нибудь дать тебе автограф.

Как-нибудь, когда-нибудь,вздыхает Младший, — я тоже буду давать автографы. Расписываться у девушек на груди, а они будут визжать, потому что маркер противный и холодный, и щекочет им грудь. Где-нибудь, когда-нибудь.

Так давай, Господи, поступай на режиссерский, к какому-нибудь Меньшову, или кто там сейчас ? Получишь диплом, пойдешь снимать сериалы, один день — одна серия, и бюджет, такой, что едва хватает на толковые декорации и актеров с нормальными лицами. А там, глядишь, выбьешься в люди, найдешь спонсора, выклянчишь пять-шесть миллионов и забацаешь полнометражку, с размахом и парой-тройкой известных имен в титрах.

Ага,кивает головой Младший,какой-нибудь военный фильм.

Старший аж морщится, как будто кто-то вместо эклера положил ему тухлую селедку, а вместо колы налил горчицы вперемешку с кошачьей мочой,-

Ненавижу военные фильмы. Ненавижу уезжать из Москвы, куда-то в предбанник ада под Тверью, заселяться впятером в трехкомнатный номер, вместе с аппаратурой, ползать в грязи, одевать вонючие солдатские костюмы. Ты знаешь, за месяц съемок что у меня был, мне самому десять раз приходилось стирать свой солдатский прикид. И ладно б только это, в этой глуши нет даже химчистки, приходилось оттирать шинель руками и мылом, а знаешь, какие огромные больные мозоли появляются от такой стирки ?

Младший раздвигает пальцы сантиметров на пять.

Больше,говорит Старший,так и ходишь, весь грязный, руки в мозолях, голова гудит от недосыпа, честное слово, я почувствовал себя солдатом. Я что, ради этого косил из армии ?

Ты косил, чтобы туда не ходить,улыбается младший,зато ты приобщился к искусству.

Я не такой, как все эти надутые, с забитыми штампами мозгами, режиссеры, и продюсеры, вылизывающие задницу зрителю показным патриотизмом. Я хочу снимать свое кино, которое будет искусством по признанию, потому, что в нем будет только мое видение, и только мои мысли. Вот это будет настоящим самовыражением.

Чтобы снимать, надо понимать…

Старший делает глоток колы, и демонстративно полощет ей рот, и выплевывает обратно в стакан, и отодвигает его, достает сигарету, и отвечает на реплику Младшего, даже не давая ему довести до ума свою мысль.

Я понимаю в артхаусе и в коммерческом кино, наслышан и об операторской работе, и о буднях ребят, что возятся со спецэффектами.

Младший открывает рот, а Старший вскидывает палец, предупреждая его мысль, и говорит,-

Угадаю, следующая твоя мысль — а знает ли он, о чем снимать ? — Говорит он, копирую и простодушную мимику Младшего, и его манеру говорить,А вот знаю ! Снимать можно о чем угодно, с одной только поправкой — снимаешь по стандартизированному сценарию, за хорошие деньги и с известными актерами — коммерческое кино, снимаешь нестандартно, как чувствуешь, забывая и про сценарий, и про актеров, передаешь атмосферу, значит, снимаешь авторское кинцо.

Поясни,просит Младший. На что Старший тушит сигарету, достает коробок спичек, высыпает их и складывает горсткой на столе, затем вынимает из кармана упаковку орбита и наскоро пережевывает несколько подушечек. От теплой липкой массы он отрывает один кусочек, прикрепляет к одной спичине ножки, затем, ручки, и наконец последний кусок он вертит в пальцах, и прикладывает сверху, как бы показывая, что это голова.

Камера наводится на получившегося человечка, спичечного Голема, только бездушного, хотя он начинает двигаться, опускается ножками в серных ботинках на скатерть и делает свой первый шаг. Получается у него неуклюже, как у малыша, только что вставшего на ноги, но для новорожденного, надо отдать должное, ходит он неплохо.

Это Билли. Что ты можешь сказать про него ?

Младший, несколько смущенный вопросом, трет щеку, смотрит на голема наклонив голову то вправо, то влево, присматривается к нему поближе, и наконец, говорит,-

Это спичечный человечек.

Вот именно,прямо перед носом Младшего щелкает пальцами Старший,Вот именно, это не мини-инкарнация Билли Зейна, не напоминание нам о бренности жизни, не пропаганда перехода с зажигалок на спички, это, блядь, просто спичечный человечек. И все. Никаких отсылок, никаких аллюзий, просто куча серных палочек, которая на экране будет двигаться так, как я захочу.

И где тут разделение на артхаус и коммерческое кино ? — все с тем же легким недоумением говорит Младший.

Вот снимаем мы коммерческое кино. Как поступит Билли ? Он проснется, постонет немного о том, почему он так одинок, и пойдет искать себе спичко-девку, которая под конец, а может даже и в середине, ему даст. Будут сопли, будут слюни, и сюжет а-ля Ромео и Джульетта. Хотя так немодно говорить, — поправляется Старший, и в раздумье подыскивает подходящую метафору, — можно сказать, как в Вэстсайдской истории, только без трагизма в конце. Все закончится хорошо, добрые спички побьют злых спичек, и пойдут под руки, в сторону слепящего света завешанного красным абажуром ночника.

И затем, так вдохновенно перечислявший все компоненты хорошего блокбастера, Старший меняется в лице,-

Да какого черта ! Это с начала и до конца не логично, хотя и следует установленным канонам. Вот, ты,кивает он Младшему, отчего тот замирает с эклером, поднесенным ко рту,Ты — спичечный человечек, просыпаешься черт знает где, вокруг тебя ходят огромные тени, раздаются невнятные звуки бурления пузырей в башне, напоминающей стакан для колы. Ты в таком положении пошел бы искать любовь ?

Младший вроде как притворяется, что понимает мысль, и кивает головой, и, наконец добравшись до эклера, с наслаждением откусывает, отчего часть крема брызжет на стол. Старший это игнорирует, и продолжает,-

Ты — кусок думающего дерева,он распаляется, и, как любой творческий человек в такие моменты, перестает себя контролировать, повышает голос, отчего половина зала поворачивается в его сторону и с неодобрением слушает его словоизлияния,-

Ты — думающая деревяшка. Откуда тебе знать, что такое любовь, и как отличить спичечного мальчика от спичечной девочки, да и тебе плевать на все это. Ты, что главное, не понимаешь окружения, хотя со временем наблюдения доходит, это до любого дойдет, что все вокруг гармонично и следует определенному порядку, и единственное, что этому порядку не следует — это ты. И что тогда делать ?

Младший жует эклер, и кивает, Старший буквально смотрит в рот собеседнику, и вот ему надоедает, и он сам отвечает на свой же вопрос, продолжая якобы беседу,-

Никаких театральных самоубийств и борьбы с системой. Никто сейчас против системы не лезет, благородная борьба с системой умерла с декабристами. Сейчас только захватывают власть да палят из пушек по Белому дому, да устраивают цветастые революции. А это нам не годится. Поэтому Билли остается только спрятаться, где-нибудь подальше, и заняться рефлексией, на коюю и уйдет большая часть фильма. Циничные размышления, направленные внутрь себя, самобичевание и самокопание.

Вот бич нашего кинематографа — не любят они про рефлексию. А ведь это душа наружу,совершенно серьезно продолжает Старший, и мотает головой, внутренне не соглашаясь сам с собой, вступая в эдакий раздрай со своим внутренним «Я».Это бич нашего зрителя. — он делает акцент именно на слове «зритель», не возводит его в идеал, а наоборот, как будто насмехается над простоватостью,Погони и перестрелки, пожалуйста. Про войну, пожалуйста, там все одно будут погони и перестрелки. А уж если про бандитов, можно даже не заморачиваться с сюжетом, будь то роуд-муви, или эпическая сага в беллетрическом подражании Копполе, зрители все равно забьют кинотеатры под завязку, а потом еще каналы купят, не знаю, как заштатные кабельные, но центральные точно крутанут в вечернее время, или даже в прайм-тайм, хотя бы разок.

Младший как раз дожевывает эклер, давясь и стараясь проглотить слишком большой кусок так, чтобы он не встал поперек горла, и, запив пирожное колой, включается в разговор,-

В чем-то ты прав. Но можно и вставлять попеременно, погони и рефлексию, перестрелки и рефлексию. Это как сендвич, как бы я не любил сыр, но без двух кусков хлеба есть его будет не очень.

Рефлексия должна быть рефлексией, а не помесью экшен-сцен в перерывах с рыдающим у зеркала главным героем, или размазывающим сопли у ног прекрасной незнакомки. Это все чистая развлекуха, это как попкорн жевать. А я считаю, что главное в фильме — понять героя, сострадать не только тем событиям, что его окружают, но и его душевной тревоге и в спокойные моменты.

Младший пытается вставить свое слово, в готовности он даже открывает рот, но Старший, виртуозно закуривая за доли секунды, продолжает все тем же безапелляционным тоном,-

Да, я знаю,словно закрываясь от ненужных его прорвавшемуся словесному потоку комментариев, говорит Старший,Прекрасно знаю, что «любой идиот может ввести закадровый голос, чтобы объяснить мысли героя». А только вот мысли бывают разные. Одно дело — история любви, навроде «Госпожи Горничной», ну ввели бы они закадровый голос, как бедная служанка с шикарной задницей рефлексирует, какая она бедная несчастная, зрелая золушка. И совсем другое, когда рассказывают мысли идущего на казнь. На расстрел, зачем далеко ходить. Тут они гармонично передают настроение, лицо у героя может быть и спокойным, а вот закадровый голос пусть будет истеричный, почти визглявый, такой, что закладывает уши от той смуты, что творится у героя в душе, и пусть он, скажем, вымаливает прощение у небес. Сильно ?!

Младший кивает, он вообще последнее время напоминает болванчика с плохо прикрученной головой, которая у него то и дело, без внешних раздражителей, ходит вперед, и только вперед, угрожая оторваться от тела.

Старший дымит сигаретой и обдумывает следующую реплику, это похоже на ту самую рефлексию, про которую он говорил, только нет у меня пока закадрового голоса, но может быть когда-нибудь будет, и тогда я буду очень щепетильно относиться к нему.

И все-таки, надо отдать должное коммерческим фильмам — они прекрасны. В большинстве своем это — профессионализм, помноженный на жажду наживы. Это плюс и меньший плюс, стяжательство не есть грех, оно лишь цель, допущение, которое позволяет себе человек, чтобы добиться чего-то. Той же красивой жизни, которую мы видим с голубых экранов.

Устаревшее,напоминает о себе Младший, и камера, все это время фокусируясь на Старшем, с его цветастой выражениями речью, переносится вбок, и останавливается на парне в худи, жующем фильтр сигареты и изредка выпускающем одинокий клуб дыма.

Ар-ха-изм,по слогам произносит Старший,это называется архаизм. И, да, согласен, сейчас пристойно говорить «с плазменных экранов».

Младший залпом допивает колу, и стуком стакана о крышку стола как бы говорит, что он закончил трапезу. И теперь дело за Старшим.

Ты уже доел ?

Младший кивает, и показывает на пустующее половину стола, которая несколько минут назад была занята едой.

Я что-то не хочу. Противное какое-то местечко. Лучше бы пошли в ресторан.

Не у всех отцы — исполнительные директора,говорит Младший, и встает,так что не всем нам рестораны по карману.

Старший смеется, закуривает еще одну, из своей пачки, и оставляет её на столе, пустую, и идет к двери, следом за Младшим. И говорит ему на ходу,-

Вот станешь звездой, Дима, возненавидишь ты это свое замечание. А пока, говори, как хочешь.

Младший пожимает плечами, Старший подталкивает его в спину, они выходят, и камера фокусирует на качающейся в проеме двери.

Камера возвращается и снимает привычный статический кадр. Легкий беспорядок на столе.

А теперь мы меняем кое-что. Камера, своим выпуклым стеклянным зрачком, не видит этого, но на деле мой друг сейчас разговаривает с официанткой, просит её убрать со стола зажигалку, и оставить две пачки, полную и пустую. Он мог бы сам, но не хочет светиться в кадре. Говорит, — не хватит у меня артистизма на целое камео.


Антракт.


Статический кадр. К столику подходит девушка-официантка, эта та, первая, в короткой юбке, и начинает собирать посуду, намеренно плавными движениями она берет стаканы, складывает на поднос остатки от спешного перекуса, уносит пепельницу, чтобы вытряхнуть в мусорное ведро.

Немного грязи в фильме — никогда не лишне, поэтому камера двигается вслед за официанткой, и застывает лишь тогда, когда девушка подходит к мусорке. Нажимает ножкой на рычаг, крышка подскакивает, и девушка, нагнувшись настолько, насколько позволяет её гибкость, вытряхивает пепел и остатки еды. Плавно распрямляется, и подмигивает прямо в камеру.

Похоже, ей нравится сниматься, не зря же она, вернувшись к столику, примостив попу на крышку и скрестив ноги, посылает в камеру воздушный поцелуй. Таким я и сделаю основной постер фильма, а девушка станет его символом, такая же простая, незамысловатая, как и мое кино.




Читайте еще в разделе «Повести»:

Комментарии приветствуются

keydae  
(11-07-2010) 


Это здорово. И фраза: "девушка станет его символом, такая же простая, незамысловатая, как и мое кино" — в ней всё!




Автор






Расскажите друзьям:




Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 555
Проголосовавших: 1 (keydae10)

Рейтинг: 10.00  


Пожаловаться