Литературный портал - Проза, / Статьи, Муся — КАК ВОЛГА СТАЛА ВОЛГОЙ, на правах рукописи
Да Нет
Личная страница Читальня Избранное Мой блог Профиль Мои фотоальбомы Личные сообщения Написать в блог Добавить произведение

Муся — КАК ВОЛГА СТАЛА ВОЛГОЙ, на правах рукописи

при частичном или полном воспроизведении,ссылка на автора обязательна. Опубл. впервые в "Земском обозрении", июль, 2006г
Проза / Статьи27-12-2011 04:02
В жаркое лето местные городские жители находят спасение у воды — на Волге, не боясь преодолеть 2,5 км до, намытого на фарватере реки, городского пляжа. Когда-то и из других городов россияне ехали к нам, чтобы провести свои отпуска на Волге. Сейчас, экологическая обстановка реки настолько печальна, что только адаптированные смельчаки могут позволить себе охладиться в прибрежной зоне городской монополии. И вполне уместно, как мне кажется, поразмыслить сегодня с читателем — почему Великая Река наша (самая большая в Европе) названа Волгой, какой народ дал ей это имя. Ведь кроме этогообщеизвестногоимени, у нее существует еще с полдюжины имен других: Идель, Итиль, Этел, Ател, да еще мордовское Ра (Рау, Рав), марийское Иул, Ил…

Многие исследователи, обращаясь к теме наименования Волги, останавливались на простейшем и очевидном объяснении всех тюркоязычных имен (от татарского до чувашского Ател) переводе, как «большая река». Но мы пойдем дальше и будем искать корневые основы каждого из этих двусложных слов.

За много столетий до того времени, как на землю российскую стали приходить с востока гунны, хозары, монголы, огузы, кыпчаки, татары, булгары, сменяя друг друга, — на Волгеуже постоянно жили угро-финские племена. И потому современные ученые почти единодушны: имя Волга финно-угорского происхождения. В книге 1966г. И. С. Улуханова «Вопросы географии» М., Мысль, сс. 105-107 мы читаем: «следует считать наиболее аргументированной гипотезу об угро-финском происхождении слова Волга».

И все же — какой же народ из всего многообразия языков финно-угорской языковой семьи дал великой реке это имя?

За семь веков до начала христианской эры, возникла у волжских финнов общность племен, жившая в лесах по Средней Волге и по ее притокам — Оке, Мокше, Цне. Названа она была «городецкой культурой» или «культурой рогожной керамики».Открыл эту замечательную культуру 113 лет назад ( в 1898г) сын рязанского сельского священника, археолог Василий Городцов. Эпицентром расселения меря-марийского этноса (ранних городецких культур) была Средняя Волга. Принято считать, что имя Волга от финского valge «белый, светлый». Но у волжских финнов данное слово с тем же смысловым значением, произносилось волгы-до, где «до» признак прилагательного. И в марийско-русском словаре мы находим «ВОЛГАЛ-белый, светлый». Известный языковед В. А. Никонов в своем «Кратком топонимическом словаре» писал, что в России много водных образований с названием «белое», но они не все названы за свой светлый цвет воды, а скорее « данное название представляет собой кальку из финно-угорских языков», и отражает, скорее всего значение «священный». И вот, в марийско-русском словаре, определяемое как «свет неба, звезд», стоит слово ЙОЛГАШ. Сегодня в воде отражаются огни сел и строений, возведенных на берегах. А раньше ок. 3000 лет тому назад, в водах этих, незамутненные смогом, отражались только яркие огни небесных светил. На воде был как бы рисунок светящегося небосвода, и это, наверное, производило сильное впечатление на кротких и богобоязненных финноугров: по разумению этих мудрых язычников, обожествляющих, одухотворяющих природу, небесные светлые силы проникали в воду, «освЕтляли»ОСВЯЩАЛИ ее.

«ЙОЛмГАШ произошло от «ЙОЛМ_ГАШ» «небесный огонь». Первая часть слова означает НЕБО, БОГ НЕБА. (Проводя аналогию, становиться понятным — имя «высшего божества» в меря-марийском фольклоре«ОМО». От него произошли имена известных озер Ильмень ( в Новгородчине и на Ю. Урале), а также марийские слова «вера»«ЮЛА» (отсюда «закручивать веру»-«заклинать, ворожить»-«ЮЛАШ»-речной огонь), Древнемарийское «ЮЛО»,»Юл»-одно из дошедших до нас имен Волги. Древнее имя Волги «Юл»-«ЙУЛ» стало нарицательным именем любой реки в некоторых группах алтайской языковой семьи ( хакасском языке и алтайских диалектах), а гласное созвучие ЙО или ЙУ является в некоторых угрофинских языках обозначением « текущей воды»-

например в венгерском. Итак, буквальный перевод слова ЙОЛ-ХАШ-при записи его в форме «Йо-Лхас»означает «течение-святыня или ТЕКУЩАЯ СВЯТЫНЯ» Известно, что имя ЛХАСА(географическое понятие) после 617 г. означало «божественное место», а до 617г оно звучало как РАСА и означало «огороженное место». Слово «ЛХАС/ЛХАШ» возможно было привнесено с юго-востока из тибето-бирманской ветви китайско-тибетских языков, отражая понятие «божественный свет».

Вернемся к уральской языковой семье, где ее волжско-финская ветвь признавала за высшее божество — Бога Неба. У волжских финнов он именовался Юмс, у удмуртов — Инмар/»Арский» бог неба (ары –самоназвание удмуртов), у пермских народов в названии этого бога также был носовой звук «н» после гласного созвучия –ЕНЕМ. У северных угров –ханты и манси — это божество именовалось — Илем. Луговые мари произносили его как «элэ», а горные мари, как «эрэ».Вполне объяснимо, исходя из этого, что у луговых марийцев краткая форма имени Волга была — УОЛХА, а у их соседей с противоположного берега — УО-РХА».Предполагаю, что именно оно перешло к пра-мордве, и, от нее к индоевропейцам, подошедшим к их южным границам.


P.S. Мы знаем, чтобы скрыть всеобщий доступ к «святому» предмету, наши предки в названии его применяли метатезу (меняли слоги местами). Так УОЛХА превратилась в РХА_УО или просто в РА. На картевкладыше, которую мы видим в книге Геродота «История» — 5 в.до н.э. — название Волги пишется как «Rha». Подобным образом зашифровывались названия других рек.

Но об этом, позднее…




Читайте еще в разделе «Статьи»:

Комментарии приветствуются

кррр  
(28-12-2011) 


Любопытное исследование.




Автор




Это произведение читают в альманахах:
1. Что в Имени тебе моем...


Расскажите друзьям:




Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 460
Проголосовавших: 1 (кррр10)

Рейтинг: 10.00  


Пожаловаться