Дарин: слушай, Milkdrop, меня уже очень долго мучает вопрос: ты что, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не можешь найти фотографии Дарина во вконтакте? |
Дарин: ух ты, а мне валерьянка не понадобится, я его видел в детстве и пищал от него |
Дарин: в три часа ночи я в аптеку за валерьянкой не побегу |
Рыссси: Запасись валерьянкой |
Дарин: енто жеж аки первая лябоффь |
Дарин: не, боюсь, что могут испортить экранизацией первый прочитанный мною его рассказ Т_Т |
Рыссси: Боишься Эдгара Аллановича? |
Дарин: день легкого экстрима |
Рыссси: ого |
Дарин: а сейчас я пойду смотреть фильм, снятый по рассказу Эдгара Аллана По. я немного нервничаю |
Дарин: потом был очень смешной пластиковый дракон |
Дарин: сначала были самураи с шестиствольным пулеметом |
Дарин: дарю не испугали, дарю рассмешили |
Дарин: она сегодня закаляется |
Рыссси: Кто Дарю испугал?? |
Рыссси: Что с твоей психикой, Дарь? |
Дарин: прощай, моя нежная детская психика. я пошел смотреть на черную комнату и красную маску. удачи вам |
Рыссси: широкое? |
кррр: Ну это такое, все из себя растакое, ну такое |
Рыссси: Конечно украсила |
|
Многие исследователи, обращаясь к теме наименования Волги, останавливались на простейшем и очевидном объяснении всех тюркоязычных имен (от татарского до чувашского Ател) переводе, как «большая река». Но мы пойдем дальше и будем искать корневые основы каждого из этих двусложных слов.
За много столетий до того времени, как на землю российскую стали приходить с востока гунны, хозары, монголы, огузы, кыпчаки, татары, булгары, сменяя друг друга, — на Волгеуже постоянно жили угро-финские племена. И потому современные ученые почти единодушны: имя Волга финно-угорского происхождения. В книге 1966г. И. С. Улуханова «Вопросы географии» М., Мысль, сс. 105-107 мы читаем: «следует считать наиболее аргументированной гипотезу об угро-финском происхождении слова Волга».
И все же — какой же народ из всего многообразия языков финно-угорской языковой семьи дал великой реке это имя?
За семь веков до начала христианской эры, возникла у волжских финнов общность племен, жившая в лесах по Средней Волге и по ее притокам — Оке, Мокше, Цне. Названа она была «городецкой культурой» или «культурой рогожной керамики».Открыл эту замечательную культуру 113 лет назад ( в 1898г) сын рязанского сельского священника, археолог Василий Городцов. Эпицентром расселения меря-марийского этноса (ранних городецких культур) была Средняя Волга. Принято считать, что имя Волга от финского valge «белый, светлый». Но у волжских финнов данное слово с тем же смысловым значением, произносилось волгы-до, где «до» признак прилагательного. И в марийско-русском словаре мы находим «ВОЛГАЛ-белый, светлый». Известный языковед В. А. Никонов в своем «Кратком топонимическом словаре» писал, что в России много водных образований с названием «белое», но они не все названы за свой светлый цвет воды, а скорее « данное название представляет собой кальку из финно-угорских языков», и отражает, скорее всего значение «священный». И вот, в марийско-русском словаре, определяемое как «свет неба, звезд», стоит слово ЙОЛГАШ. Сегодня в воде отражаются огни сел и строений, возведенных на берегах. А раньше ок. 3000 лет тому назад, в водах этих, незамутненные смогом, отражались только яркие огни небесных светил. На воде был как бы рисунок светящегося небосвода, и это, наверное, производило сильное впечатление на кротких и богобоязненных финноугров: по разумению этих мудрых язычников, обожествляющих, одухотворяющих природу, небесные светлые силы проникали в воду, «освЕтляли»
«ЙОЛмГАШ произошло от «ЙОЛМ_ГАШ» «небесный огонь». Первая часть слова означает НЕБО, БОГ НЕБА. (Проводя аналогию, становиться понятным — имя «высшего божества» в меря-марийском фольклоре
например в венгерском. Итак, буквальный перевод слова ЙОЛ-ХАШ-при записи его в форме «Йо-Лхас»
Вернемся к уральской языковой семье, где ее волжско-финская ветвь признавала за высшее божество — Бога Неба. У волжских финнов он именовался Юмс, у удмуртов — Инмар/»Арский» бог неба (ары –самоназвание удмуртов), у пермских народов в названии этого бога также был носовой звук «н» после гласного созвучия –ЕНЕМ. У северных угров –ханты и манси — это божество именовалось — Илем. Луговые мари произносили его как «элэ», а горные мари, как «эрэ».Вполне объяснимо, исходя из этого, что у луговых марийцев краткая форма имени Волга была — УОЛХА, а у их соседей с противоположного берега — УО-РХА».Предполагаю, что именно оно перешло к пра-мордве, и, от нее к индоевропейцам, подошедшим к их южным границам.
P.S. Мы знаем, чтобы скрыть всеобщий доступ к «святому» предмету, наши предки в названии его применяли метатезу (меняли слоги местами). Так УОЛХА превратилась в РХА_УО или просто в РА. На карте
Но об этом, позднее…
кррр(28-12-2011)