Литературный портал - Критика, Peresmeshnik - "Служенье муз не терпит суеты..."
Да Нет
Личная страница Читальня Избранное Мой блог Профиль Мои фотоальбомы Личные сообщения Написать в блог Добавить произведение

Peresmeshnik"Служенье муз не терпит суеты..."

Рецензия на стихотворение автора Инфирин "Всё это снится мне"...
Критика20-10-2010 03:19
Хотел оставить автору в комментариях, но видимо, слишком большой получился объём текста. Если подскажете, как это сделать, буду благодарен.


Итак стихотворение "Всё это снится мне"


avtor.net.ru/...


Автор — Инфирин.


Сначала — разберём смыслы, если они есть ( а они очень могут быть).


Итак, первая строфа.


Сразу же и очень важное — всё происходит во сне. Не важно сейчас или временами, ( трактовать можно и так и эдак) но именно снится. А мир сна — мир особенно хрупких и нежных иллюзий... Итак, что же снится героине?


"Все это снится мне:


лежа на каменном дне, сновижу."




Итак, лирическая героиня ( далее для краткости Л.Г.) во сне лежит на дне и тоже, так скажем, не бодрствует. Спит во сне. И более того и в этом "смертном" сне она видит сны! Всем бы так. С точки зрения эстетики — вполне приемлемо, эдакий шар в шаре. Важно не усугублять. Сон-во сне сна во сне сна во сне...И так далее. Но автору, кажется, удалось эту грань не перейти.




"Вижу себя, идущую по кромке воды,


в воду глядя. На горизонте — дым


от пожаров лесных


в середине июля."




Здесь маленькая смысловая неувязочка — героиня идёт глядя в воду, но каким-то непостижимым образом умудряется увидеть на горизонте дым от лесных пожаров. Теоретически, она могла бы видеть их отражение в воде, но беда в том, что она идёт по самой кромке, и вряд ли горизонт настолько близко, чтобы отразиться в воде у самых ног героини. Впрочем, слишком строгими быть не нужно. В конце концов, Л.Г. могла бы идти по воде и видеть в воде лежащую на каменном дне себя, которая... и т.д., а это был бы уже перебор.


Вторая строфа —


"Вижу — две тонких нити


переплелись в одну,


тянутся к небу. Быть


у собственных снов в плену


значит — жить."




Я склонен видеть здесь совсем новую иллюзию, к первой строфе уже не имеющую отношения. Л.г. делает важный философский вывод, ради которого собственно говоря, автор и написал это стихотворение:


"Быть у собственных снов в плену значит — жить." Вывод скоропалительный. Нет, конечно, находясь в плену иллюзий можно жить, но вот как быть с адекватным восприятием действительности? Какой смысл автор вложил в слово "жить"? Слово ёмкое смыслов — ого-го. "Жить" = "быть счастливым"? Не пойдёт — кошмары отнюдь не располагают к счастью.А ведь именно это значение, автор по-видимому и имел в виду, так как в любом другом случае тире становится совершенно лишним, поскольку оно лишь неуместно подчёркивает слово "значит". Но есть и такой вариант — жить в плену снов, как способ существования именнно героини. Но тогда придётся признать, что в реальности Л.Г. не существует, и поветсвование ведётся от лица призрака. Тогда, вернувшись вновь к первой строфе, мы обнаружим, что нам об этом уже намекали. Никакого сна во сне нет, а есть Л.Г.— утопленница, видящая такой вожделенный для Гамлета "смертный сон." "Офелия?" Воскликнет поражённый конспирологической догадкой читатель. О, нет. Всё было б так, если бы после фразы "Всё это снится мне" не стояло двоеточие. Одно маленькое двоеточие опрокидывает красивую версию об утопленнице и Офелии, возвращая нас всё-таки к более сложному сну во сне. А жаль! "Красивая была версия".


Третья строфа.


"Все это снится мне —


сидя на облаке, я снослышу


музыку ветра.


Шум камыша и шорох тихого шага


времени."


Новая строфа убеждает нас в неправильности первоначального вывода. Автор всё значительно упростил — "сновижу", "снослышу" это просто действия, совершаемые во сне. Таким образом автор оказался непоследователен — приставка "сно" должна быть у каждого глагола первой строфы, то есть Л.г. будет сноходить, сноглядеть и т.д.


Придётся взять назад комментарий по поводу "могло быть хуже". Оно так и смогло, а нас три строфы водили за нос. Уже здесь можно сделать вывод, что для последовательного прочтения стихотворение не годится, так как одно слово "сновижу" серьёзно искажает восприятие всего остального.


И последняя строфа.




"Снится. В кроне сосны уснув,


сночувствую ветер на кончиках пальцев.


Снопомню прошлое."




Самая неудачная строфа. Л.г. уверяет, что всё продолжает ей сниться и даже указывает место, где она уснула, а именно в кроне сосны. Реален ли ветер, который героиня "сночувствует", или этот ветер есть только в её сне? Ей, конечно не важно, она во сне живёт, но вот тем, кто по эту сторону реальности, это знание сильно помогло бы понять автора. Не добавляет шарма и то, что на десять слов в строфе, 4 — фактически одно и то же: "сон".


"Опять мне снится сон, один и тот же сон.." Простите, отвлёкся.




Общий смысл стихотворения в целом видится мне таким. Героини в реальном мире нет. Целиком и полностью растворившись в мире снов, она не в стостоянии выразить словами те эмоции, которые её обуревают. Ей трудно даётся описание даже сильных чувственных образов, которые она видит.




Автор в погоне за звуковым подобием слов увлёкся, что называется, словоблудием и растерял драгоценные смыслы по дороге. Увы. Задел был очень достойный.




Теперь о форме.


Всего у нас 19 строк, разделённых на 4 строфы. 1-я = 6, 2 и 3, по 5 и 4-я = 3.


Странное деление если исходить из нужд формы,следовательно определялась форма смыслом и самодовлеющего значения не имеет. Так, про смысл мы уже говорили. Рифмы практически отсутствуют. Разбирать случайны они или нет, думаю, не нужно — ясно, что перед нами стихотворение, построенное исключительно на ритме и звуковых подобиях слов внутри строк.


Однако, с ритмом — беда. Посчитаем количество слогов в каждой строфе.


1-я 2-я 3-я 4-я


6 7 6 8


10 6 10 12


13 6 5 6


10 7 12


6 2 5


6




Стройности нет, как не было. Там где количество слогов совпадает не должно обманывать читателя мнимой стройностью, поскольку, там ритм валят ударения на разные слоги.


"Да стихотворение ли это?" спросит вконец раздосадованный читатель. Конечно, читатель, всё в порядке. Лучше всего определить жанр как белый и-или вольный стих, но я не слишком силён и пусть меня поправят. Всё же кое-где есть и рифма, образы хоть и не обработаны и плохо осмыслены, но всё же есть,ну и лично у меня опять-таки есть ощущение потенциала автра. Есть ощущение пусть непоследовательного и неряшливого но всё-таки поиска. Ещё чуть-чуть и родится свой личный стиль.И тогда можно будет говорить об эмоциональной составляющей, и об адресности, и о многом другом. А пока "на нет и суда нет."




Инфирин может лучше. Но для этого нужно не просто отдаваться потоку сознания, но и уметь трудиться над собственным творчеством. Даже сейчас, приложив минимум творческих усилий можно исправить большинство из вышеперечисленных недочётов. Лишь бы захотеть. А почему-то хочется верить в лучшее. Ведь разбор разбором, а потенциал потенциалом. Буду читать Вас и дальше, если можно.


С уважением.






Комментарии приветствуются

milena  
(20-10-2010) 


Ну и разборище! Кроме литературоведческой подкованности критика и неспособности увидеть мысли автора (но способность преподнести свое видение образов и метафор) нет ничего.

Вы хоть пообщались с Инфирин перед публикацией? Авторы.. они.. люди, знаете ли, чувствительные. А эта — особенно.

Игнатов Олег  
(20-10-2010) 


Вот уж действительно — мастер класс. Браво!!! 10б. С уважением Олег. Нужно мне пока не поздно свою "стихонетленку" удалять по скорому. То что здесь описывается... я отродясь не знал. Вай-мэээ...

Peresmeshnik  
(20-10-2010) 


milena, добрый день.

Рецензия эта висит на форуме уже несколько дней, и обсуждалась и с автором и с теми, кто хотел это сделать.

Я не совсем понял, Ваше мнение о рецензии негативно? Что же, очень жаль.

Теперь по поводу "хоть общались". Я не знал, что нужно предварительно уведомлять автора о том, что есть комментарий на его произведение. Во всяком случае я истолковал "комментарии приветствуются" как разрешение прокомментировать. Щадить чьи-то чувства гуманно в высшей степени, но, простите,"Платон мне друг, но истина дороже. Кроме того я, кажется, отмечал ряд положительных моментов стихотворения. Мне Инфирин любопытна в своём развитии как автор. Я прочёл все её работы, проанализировал творчество в целом и разобрал на конкретном примере. Можете лучше — сделайте. Вместе с Вами скорблю о своей неспособности "видеть мысли". Но вот вы говорите кроме литературоведческой подкованности моей в разборе нет ничего. Позвольте с Вами не согласиться. Я придерживался канонов плана разбора стихотворения и объяснил почему те или иные моменты остались не рассмотреными. В конце концов, рецензию можно писать в какой-угодно форме и смею утверждать моя — не самая худшая.


Олег, вновь здравствуйте!

Спасибо за высокую оценку, надеюсь рецензия была Вам полезной.

И не переживайте за свои работы — я пишу рецензии только по просьбам трудящихся. Благо, эти просьбы есть и без дела я ещё какое-то время не останусь. Если желающих не будет — не будет и рецензий. В конце концов, всё "суета сует."


С уважением, Пересмешник.

milena  
(21-10-2010) 


Ну и комментище! Я бы сама не отказалась от такого вот литературного разбора.

Peresmeshnik  
(21-10-2010) 


Следует ли мне понимать, что Вы просите меня о рецензии на какую-либо из Ваших работ?

milena  
(21-10-2010) 


нет

Nikita  
(20-10-2010) 


Раздел выбран правильно. И здесь рецензию увидит большее количество людей, чем на форуме. Удачи в критике и творчестве!

Peresmeshnik  
(21-10-2010) 


Спасибо, Никита!

Постепенно осваиваюсь тут.

Nikita  
(21-10-2010) 


небольшой совет: чтобы комментирующий знал о том, что на его комментарий ответили, лучше нажимать на ссылочку "#ответить" (под аватаркой комментирующего) перед написанием ответа. Тогда этот самый ответ придет на почту и будет прикреплен к основному комментарию.

Peresmeshnik  
(21-10-2010) 


Спасибо, гуру!

"Легкообучаемые критики-убийцы в программе "Больной безумный мир!"...

Sphinx  
(21-10-2010) 


Любое стихотворение — это попытка автора донести до читателя свои мысли, эмоции или какую-либо информацию. Это может быть сделано хорошо, либо сделано плохо.

Оценки типа "нравится — не нравится" относятся к относительности восприятий разных людей (это те самые вкусы, о которых не спорят, но которые также могут быть хороши либо дурны ).

Критик же должен дать объективную оценку: оценку техники, языка, использованных образов, определить жанр и сделать общий вывод.

Оценка чувствительности личности автора в разбор стихотворения не входит.


Кстати, сама рецензия по большей части очень позитивная и деликатная.


Успехов в нелегком труде критика!

Серегина  
(26-10-2010) 


Все равно любая критика сводится к "нравится — не нравится". Особенно в том случае, если критик примеряет объект исследования к "образцам", как это все время делает уважаемый рецензент. Объективность оценки применительно к использованным образам — тоже вещь загадочная, потому что воображение у нас разное. Меня, к примеру, абсолютно не беспокоит, откуда Инфирин узнала про дым на горизонте, потому что я подозреваю о существовании периферийного зрения.

Что же касается ритма, то и это, наверное, дело вкуса.

Sphinx  
(27-10-2010) 


Инфирин и степень развития её бокового зрения (в градусах ) меня также совершенно не беспокоит. Какое это имеет отношение к написанному мной комментарию??

Но раз уж зашла речь.. Это прекрасно и похвально, что вы подозреваете о существовании периферийного зрения и, может быть даже, четко разделяете собственное периферийное и фовеальное зрение, отслеживая, когда используете то или другое. Но подозревала ли об этом Инфирин, — вот в чем вопрос. Или просто бездумно написала эту строчку? Интеллект всё сможет оправдать, во всем сможет найти смысл. Но закладывал ли этот смысл сам автор? Осозновал ли то, о чем пишет?


В объктивности критики нет ничего загадочного. Критик пишет не для того, чтобы поделиться с миром своим личным мнением (это прерогатива простого читателя), а с целью анализа, истолкования и оценки произведения с позиций теории стихосложения и собственного богатого жизненного опыта, который необходим ему для сложного умственного труда.


Если речь идет о критике работ начинающих современных авторов, становятся неизбежны указания на недостатки, погрешности языка, стиля, внутренние противоречия в работе, а зачастую грамматические и прочие ошибки.

И странно, что авторы на это обижаются, вместо того, чтобы заняться саморазвитием.. Проще надо к этому относиться. Нет совершенных людей, которые никогда не делают ошибок.

Серегина  
(27-10-2010) 


Критик об авторе может знать только то, что сам знает о мире, поэзии, правилах и многом другом. Поэтому я и говорю, что все сводится к "нравится — не нравится", или, точнее, "принимаю — не принимаю".

Не думаю, что критику и автору будет вред от того, что первый допустит мысль о том, что его собственный личный богатый опыт уникален, а таковой же имеется и у автора. Поэтому путь рождения образа критику может быть неизвестен.

Обиды авторов — это тема отдельная. И тут я с Вами во многом солидарна.

А что такое "простой читатель"?

Что называется, "возвращаясь к напечатанному". Оценка чувствительности автора очень даже входит в разбор, коль скоро уж разбираются не только ритм, рифма и грамотность, а то, что "закладывал" автор. Я не имею в виду чувствительность к критике, а богатство или нищету внутреннего мира, стремление к его обогащению или отсутствие такового.

Критика необходима, но критик, приступая к разбору, должен (мое мнение) быть открыт тому, что и автор может чем-то его обогатить, а не подгонять все прочитанное под свое восприятие мира. Не факт, что автор обогатит, конечно.

Собственно, цель всех этих пространных рассуждений — обращение к авторам: не надо воспринимать критику целиком как истину в последней инстанции. В ней присутствует и объективная, и субъективная составляющая. Будьте грамотны, прислушивайтесь к советам, больше читайте, не бойтесь вылезать за рамки, если они для вас становятся тюрьмой, опасайтесь захваленности.

Прошу прощения у Sphinx за то, что не имеет отношения к ответу на ее комментарий.

Серегина  
(27-10-2010) 


Зная аудиторию, спешу уточнить: под критикой я подразумеваю любой отзыв. И хвалебный, и нейтральный, и разгромный.

Sphinx  
(28-10-2010) 


Спасибо за ответ.


"Простой читатель" (на мой субъективный взгляд ) — это тот, кто знакомится с произведением и выносит свою оценку (уровня "нравится/не нравится"), основываясь на первом эмоциональном впечатлении. Он не пытается сделать классический разбор по всем канонам, так как зачастую просто не компетентен в этом вопросе, не обладает специальными знаниями и достаточным опытом.

И в этом нет ничего дурного. Не каждый же, в конце концов, должен быть литературоведом..


Под "чувствительностью" автора я имела в виду как раз чувствительность к критике, так как именно об этом шла речь выше. Автор должен быть готов к обратной связи, реакции на свое творчество, — в том числе и негативной.

И, делая разбор, критик не должен умалчивать о недостатках работы из-за чьей-то пресловутой "чувствительности" к критике. Этим он только хуже автору сделает.

Peresmeshnik  
(21-10-2010) 


Сфинкс, спасибо за мнение.

А критика...Критика помогает мне ххотя бы тем, что если уж быть критиком, то самому не писать дурных стихов. Ответственность повышается.

milena  
(26-10-2010) 


Справедливое мнение. А как насчет критики на критика?

Peresmeshnik  
(26-10-2010) 


Как я отношусь к критике в свой адрес? Или готов ли я критиковать критику?

Отвечу на всякий случай на оба. "Поставь мне в пример Пушкина — я, пожалуй. задумаюсь, но не ставь в пример N. — не захочу, а рассмеюсь!" Цветаева. Солидарен.


А критика на критику — пустое. Лучше знавово пересмотреть объект.

Sphinx  
(27-10-2010) 


Кстати, критика пишется на работу, а не на личность автора.

Многие почему-то смешивают эти моменты..

Peresmeshnik  
(27-10-2010) 


Ну да, безусловно, смешивать не надо. И "в свой адрес" означает "на своё собственное творчество"


Вобще дискуссия здесь заставила меня поразмышлять для чего же нужна критика вообще. Вот как продукт человеческой мысли. Нет, для чего и для кого пишу свои рецензии я — мне известно. Я даже имею цель их написания и неуклонно к ней приближаюсь.

Но вот вопрос о критике как о явлении занимал меня до недавнего времени не очень сильно. Вот закончу с миниатюрой в блоге и, пожалуй, поделюсь с окружающими своим видением.

Хотя сдаётся мне интерес к рецензиям небольшой, резонанс получила только первая, что лишь укрепляет меня в мысли о ненужности рецензий подобных тем, что пишу я.

В конце концов, если уважаемая Серегина утверждает, что всё сводится к банальному "нравится-не нравится", то почему бы с ней не согласиться и не перестать городить этот огород?

Рецензия должна иметь вид штампа — "Круто!" или "Лажа!"

Это именно та форма критики, то идеальное её выражение, о которой мечтали Белинский, Писарев, Добролюбов, Шарль Сент-Бев и Владимир Саводник.

Sphinx  
(27-10-2010) 


Конечно! Донести до общества мнение себя-любимого. А то как же оно без этого мнения, бедное?


А то что критика на самом высоком своем уровне представляет собой уже не подпорки для неумелых авторов, а искусство — да кого это волнует?..

Игнатов Олег  
(27-10-2010) 


Критика несомненно нужна. Но, как мне показалось Пересмешник слегка лукавит говоря — "Хотя сдаётся мне интерес к рецензиям небольшой, резонанс получила только первая, что лишь укрепляет меня в мысли о ненужности рецензий подобных тем, что пишу я". Просто автоматический последует ответ — " Ну что Вы? Как можно? Критик Вы прекрасный!!! Ваши критические выкладки вполне корректны и профессиональны. Это в кадре, а за кадром кто-нибудь подумает *Пересмешник не валяйте дурака. Вы сами прекрасно знаете что критик Вы вполне на уровне*". Но! Вся критика, на мой взгляд просто немыслима без некого уже имеющегося багажа в виде давно уже придуманных и опробированный штампов. Пересмешник в этой связи приводит "пример" — "Поставь мне в пример Пушкина — я, пожалуй. задумаюсь, но не ставь в пример N. — не захочу, а рассмеюсь!" Цветаева. А кто такая Цветаева? Ответ прост — Один из авторов, который неоднократно был критикуем, но в силу своего таланта нашедший свою индивидуальную нишу, и используя её потом, как некую трибуну, уже может себе позволить сарказм, прировняв себя тем самым к гению Пушкина, который ею не достигнут и не достигнется ни кем и никогда!!! Приведённое Пересмешником высказавание Цветаевой (хотел он того либо нет) даёт ответ и на другую весьма распространённую заморочку смысл которой звучит примерно так — Не нужно путать автора и его произведение... что герои автора это нечто, что к автору не относится никаким боком, и критике сам автор вроде и не подлежит, а подлежит его призведение. А вот и нет. Внимательно читаем ответ у Цветаевой" "Поставь МНЕ в пример Пушкина — я, пожалуй. задумаюсь" Как видим Цветаева уже выше вообще всякой критики, она уже может даже и не упоминать о своих произведениях, ибо в гордыне своей есть уже сформировавшийся, не подлежащий вообще ни чьй критике симбиоз — "Мы говорим Цветаева, подразумеваем Исскуство... Мы говорим — Исскуство подразумеваем — Цветаеву" Подобная "слабость" присуща практически всем признанным авторам. Поэтому, хоть мне претит использовать высказывания великомудрых, но никуда не деться, приходится... "У всех правда своя и каждый свою правду знает. Истина одна и её не знает никто" Поэтому у каждого автора своя правда, своё видение мира, и стал быть, известное ложе, как некий стандарт — не приемлем. Да, сагласен с Серёгиной, что каждая критика(упрощённо) сводится к простейшим определениям — "Понравилосьне понравилось" Созвучны мысли автора читателю — понравилось, не созвучны — не понравилось. Вся "фишка" в том, что смог ли автор донести свои мысли так, что бы они стали и созвучны и понятны. Да... ошибки это отдельный разговор. И это уже совсем другая история.

Peresmeshnik  
(28-10-2010) 


Уважаемые участники дискуссии. Мой комментарий оказался слишком длинным, я вынужден поместить его в своём блоге. Пожалуйста, если Вы хотите с ним ознакомиться, милости прошу туда.




Автор






Расскажите друзьям:



Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 1459
Проголосовавших: 3 (milena9 Игнатов Олег10 Sphinx10)

Рейтинг: 9.66  


Пожаловаться