Halgen - О человеческом материале, Проза / Статьи. Литературный журнал

HalgenО человеческом материале

Этот новый шаг в общественной науке позволит нам проверить теорию пассионарности Л. Гумилева и теорию ротации В. Парето на предмет фатальности их жизненных циклов, в которых расцвет неизбежно сменяется застоем, а тот, в свою очередь — кризисом и крахом. В
Проза / Статьи16-07-2016 19:48
Не может быть сомнений, что двигателем общества является отбор людей, о чем говорил еще В. Парето в теории ротации элит.

Социальный отбор не тождественен биологическому, хотя имеет с ним определенные сходства. Размножение аутсайдеров он, конечно, не блокирует. А лидеры хоть и получают в его результате избыток материальных ресурсов, которые могли бы потратить на интенсивное размножение, на практике их для этого не используют. Что связано, безусловно, с особенностями их культуры, воспитания и т. д. Потому результаты этого отбора не закрепляются в последующих поколениях.

Зато в организации жизни народа на протяжении эпохи социальный отбор играет определяющее значение. Лидеры имеют свободный доступ к образованию, прежде всего — к получению общественно-значимых профессий. Их карьера поддерживается на начальном, наиболее уязвимом этапе, что позволяет им занимать места в социальной иерархии вне зависимости от способностей. Именно та прослойка людей, которых я обозначил как лидеров, творит политику, создает культуру и экономическую систему общества. Потому качества народа в какую-либо эпоху его жизни прежде всего определяются качествами его элиты.

Оценивать людей элиты и понимать их поступки можно с помощью методов психологической науки. В предыдущих статьях я рассказывал о методе Системно-векторной психологии Ю. Бурлана, который по своей сути является практическим упрощением учения о психотипах К.Г. Юнга.

Общее есть сумма частностей, и потому вектор жизни общества как целого представляет ни что иное, как сумму психологических векторов людей его элиты. Этот же вектор определяет то направление, в котором производится отбор лидеров, элитного человеческого материала.

Поясним, что отбор как таковой нельзя считать не хорошей и не плохой стороной общественной жизни. Его следует принимать, как неизбежность. Ибо такой общественный ресурс, как власть, не может не быть дефицитным, а когда есть ресурс, имеющийся всегда в недостатке, то не может не быть и борьбы за обладание им.

Теперь рассмотрим направления общественного отбора элиты в соответствии с психологическими векторами людей и попробуем представить себе разные варианты развития общества в зависимости от них. Лишь представив весь набор возможных путей общественного развития, можно будет оценить их и отобрать те, которые покажутся привлекательными, отбросив непривлекательные.

1. Вектор вождя. Под властью людей этого вектора в обществе развивается культ героя, что находит отображение в его культуре. Общая направленность общественной мысли — на расширение жизненного пространства, экспансию, на большие цивилизационные проекты. В организации хозяйственной жизни господствует стремление к централизации и мобилизации, что с одной стороны позволяет достигать больших результатов в кратчайшие сроки, но с другой — приводит к полному игнорированию организации обыденной жизни людей. Если обратиться к идеям Л.Н. Гумилева, то власть людей этого вектора по своей сути и означает описанное им явление пассионарности.

Но, увы, время жизни общества в таком состоянии всегда оказывается ограниченным. Ибо власть людей с вектором вождя часто приводит к перерасходу всех ресурсов в цивилизационных проектах, надрыву сил народа в наступательных войнах. Зато периоды правления людей вектора вождя потом навсегда остаются в памяти истории, сохраняясь на ее самых славных страницах.

2. Власть людей звукового вектора ведет к накоплению знаний, стремительному развитию науки и техники, совершению научных прорывов. Другое направление деятельности людей этого вектора — развитие культуры, что отражается в рождении новых течений в искусстве, реализации больших культурных проектов. Такие эпохи тоже входят в историю, плодами их научных прорывов потом пользуются многие поколения потомков.

Но люди звукового вектора не способны ни самостоятельно брать власть ни удерживать ее. Потому люди звукового вектора чаще всего добиваются господства в обществе в союзе с людьми вектора вождя, о чем говорит опыт Российской Империи времен наибольшего ее расцвета, Советского Союза 30-х — 50-х годов, 3 Рейха. Достижения ученых помогают воинам в реализации цивилизационных проектов и сами формируют эти проекты.

Таким образом, элита, состоящая из людей вектора вождя и звукового вектора ведет общество к совершению прорывов по всем направлениям и его стремительному развитию.

3. Кожный вектор определяет стремление к формализованной организации, которая, конечно же, жизненно необходима всякому обществу и любому народу. Но когда люди кожного вектора становятся высшей элитой, то организация теряет внешний смысл и работает лишь на обеспечение самой себя. Большое значение приобретают законы и прочие нормативные акты, с помощью которых элита стремится создать «идеальное», то есть — тотально регламентированное, общество. Огромное развитие получает бюрократический аппарат, что неизбежно приводит к его злоупотреблениям, «лекарство» от которых властная элита видит во введении все новых и новых контролирующих и регламентирующих инстанций. Наука в обществе, возглавляемом такими людьми сосредоточится исключительно на решении прикладных вопросов, применяя принципы, открытые в иные эпохи. Культура также занимается воспроизводством существующих смыслов и символов без создания новых. По Гумилеву такой тип общества можно определить, как гармоничный.

В практическом отношении власть людей кожного вектора для означает для общества — застой. Качество «кожной» эпохи зависит исключительно от наследия той эпохи, которая предшествовала ей. Если это была прорывная эпоха (властвование элиты с вектором вождя и звуковым вектором), то наступление периода застоя можно признать даже необходимым для общества, потому как народу требуется время для восстановления сил, закрепления культурных достижений и применения большого количества прорывных разработок в решении практических вопросов. Но в ином случае такой период будет означать безвозвратную потерю народом исторического времени, что может иметь фатальные последствия.

4. Обонятельный вектор обеспечивает своим носителям обостренное чутье на ситуации успеха и провала. Власть людей этого вектора означает господство в обществе спецслужбистов, сыщиков и финансовых игроков. Феноменальное чутье обеспечивает подобной элите невероятную (по меркам прочих элит) живучесть, которую она будет обеспечивать за счет ресурсов своего народа, а при возможности — за счет ресурсов всего мира. Вероятно, высшая элита современных России и англосаксонских стран представляет собой людей именно этого вектора.

Культура и наука в обществе при главенстве людей обонятельного вектора живут примерно так же, как и при власти кожного вектора, что, конечно, также означает застой. Но этот застой имеет некоторые специфические отличия. Например, на его фоне могут стремительно развиваться некоторые отрасли науки и промышленности, остро необходимые для выживания общества, а вместе с ним — его элиты. Развивается промышленный шпионаж, который в какой-то степени компенсирует застой науки. Но, разумеется, он может обеспечить лишь «догоняющее» развитие, постоянное отставание при котором от создателей новых знаний неизбежно.

Власти «обонятельной» элиты соответствует одна особенность культурной жизни общества — обилие литературных произведений на детективные и шпионские темы и соответствующих им художественных фильмов.

Обонятельный вектор весьма редок и численность его носителей невелика. Потому сформировать элиту, состоящую только из «обонятельных» людей — невозможно. Из-за этого происходит их кооперирование с «кожными» людьми, но при этом «обонятельные» занимают главенствующее положение, определенное их много большими возможностями. Происходит формирование единой «обонятельно-кожной» элиты, определяющей застойное состояние общества. Времена правление такой элиты бывают, как правило, продолжительными, но при этом — бедными на исторические события, отнюдь не судьбоносными. Одна из отличительных черт эпох застоя практически у всех народов — полная блокада ротации элит, разделение «верхов» общества и его «низов», что, в соответствии с теорией В. Парето, неизбежно ведет к постепенной деградации элиты.

5. Оральный вектор элиты означает главенство слов, и, соответственно, доминирующее положение ораторов. Эпохи власти такой элиты характеризуются большим количеством заявлений и проектов, которые, как правило, не имеют ни теоретического обоснования ни надежды на воплощение в жизнь. При этом заявления и проекты могут даже исключать друг друга, ведь оратор верит во все сказанное им, даже если он высказывает взаимоисключающие мысли. Результатом такой политики становятся хаос и неразбериха, ведущие к неизбежному кризису общества. Потому время правления таких элит обычно — непродолжительно. За исключением, разве что, тех случаев, когда власть является оккупационной, марионеточной, и по определению лишена собственной воли, а ее устойчивость определяется исключительно внешней силой. Примером такой эпохи в нашей истории можно назвать время правления М.С. Горбачева и краха Советского Союза.

В отношении культуры, как не странно, подобные эпохи имеют определенное благотворное значение. Снятие цензуры дает возможность заявить о себе прежде подавленным направлениям искусства, среди которых могут быть и весьма значительные. Но большая часть культурной продукции, создаваемой в такие времена, тем не менее, отличается поверхностностью и отсутствием глубокого смысла, что определяет недолгую ее жизнь. У некоторых народов люди орального вектора составляют значительную их часть. Вероятно, устойчивой власти у таких народов не может быть по определению, в качестве примера здесь уместно привести страны Латинской Америки.

6. Пищеварительный, он же анальный вектор. Он же — вектор хранителя. Люди этого вектора берегут традиции, индивидуальное и коллективное прошлое. Их поступки целиком и полностью зависят от того прошлого, которое заложено в них. Что зависит и от культуры общества, и от воспитания, и от биографии. Хоть эти люди и склонны хранить в себе прошлое, но ни глубоко познавать его ни романтизировать они не склонны. Индивидуальное прошлое, собственный опыт, для них имеет решающее значение. Еще одна особенность людей этого вектора — стремление к накоплению (денег, информации и т. д.). Причем накопление для них является самоцелью точно также, как организация для людей кожного вектора.

Варианты развития общества под властью «хранителей» могут быть самыми разнообразными, их примеры можно найти в современных арабских странах и Израиле (у семитов этот вектор является преобладающим, о чем я писал в одной из своих статей). В Европе власть «пищеварительной» элиты с ее стремлением к накопительству привела к возникновению капитализма. В России период власти подобной элиты был короток, им можно считать 90-е годы 20 века и завершился он крахом. Некоторые элементы власти «хранителей» присутствовали в позднебрежневскую эпоху, выражались они навязчивыми заявлениями в верности «делу Ленина» и накоплением оружия при отсутствии воли для ведения войны. Как мы знаем, финалом той эпохи стал крах. Таким образом, можно сделать вывод, что в России власть людей этого психологического типа, как правило, завершается кризисом и крахом. С позиций теории Л. Гумилева такой тип элиты можно назвать субпассионарным.

Надо заметить, что люди пищеварительного вектора обладают невысокой общественной активностью и потому получить в обществе власть могут лишь при достаточном их количестве.

Осталось еще два психологических вектора — зрительный и мышечный. Особенность их в том, что люди таких типов никогда или почти никогда не получали власти, то есть не становились властной элитой.

7. Зрительный вектор дает возможность своим обладателям хорошо понимать других людей, сопереживать им. Этот дар имеет оборотную сторону — боязнь причинения вреда другому человеку, что, увы, неизбежно при действии в качестве власти. Ведь для проведения своей воли власть обязана подавлять в обществе какие-то категории людей, а зачастую и жертвовать людьми. С другой стороны, особенность зрительного вектора — осторожность, порождающая нерешительность, что несовместимо ни с борьбой за власть, ни с ее удержанием, ни с использованием власти.

Получить власть люди зрительного вектора могут только через институт ее наследования. В качестве примера можно вспомнить Николая Второго, объективно — умного и талантливого человека, но при этом — характерного носителя зрительного вектора (о чем говорит, в частности, его увлечение фотографией). Стремясь угодить всем слоям русского общества и никого при этом не обидеть, что было в тех условиях невозможно, последний русский царь в конце концов вместо всеобщей любви, на которую он надеялся, получил такую же всеобщую вражду. Сосредоточение внимания на личностях иностранных правителей, в ущерб оценке объективных интересов народов, привело к двум тяжелым войнам, в конечном итоге принесшим Российской Империи полное поражение.

8. Мышечный вектор наиболее распространен среди людей, его носителей — до 60 процентов. И, при этом, люди мышечного вектора никогда и ни в одной стране не складывались во властную элиту. Но люди этого вектора обладают наглядно-действенным мышлением, то есть способны мыслить только в пределах данного места и данного времени. Из-за этого они лишены способности строить долговременные планы, многоходовые комбинации и прочие логические схемы, которые являются основой для действия любой властной элиты. Власть Советской России 20-х годов номинально считалась «рабоче-крестьянской», но, несмотря на это, люди мышечного вектора в ней отсутствовали. В эпоху, обозначаемую как Сталинская, люди мышечного вектора брались на властные должности, но их значение было исключительно декоративным. Характерный пример человека мышечного вектора, волею случая взятого во власть — шахтера Алексея Стаханова, деятельность которого заключалась исключительно в присутствии на собраниях, заседаниях и банкетах, красноречиво подтверждает этот тезис. Увы, невозможность создания подлинной «рабоче-крестьянской власти» заложена намного глубже, чем просто низких образовательный уровень рабочих и крестьян, о котором говорил В.И. Ленин.

Итак, мы представили пути возможного отбора властной элиты и постарались определить последствия каждого из них. Заметим, что при существующем развитии психологии векторы людей можно определять достаточно точно, что дает нам возможность формировать властную элиту целенаправленно, исходя из нашего представления о желаемом будущем. Это дает возможность создать новую практическую науку, которую можно назвать «политическая инженерия», которая может стать краеугольным камнем общества будущего. Точно также, как для решения технических задач создают машины, для решения цивилизационных задач мы сможем создать тот тип общества, который будет наиболее эффективен.

Этот новый шаг в общественной науке позволит нам проверить теорию пассионарности Л. Гумилева и теорию ротации В. Парето на предмет фатальности их жизненных циклов, в которых расцвет неизбежно сменяется застоем, а тот, в свою очередь — кризисом и крахом. Весьма вероятно, что даже при неизбежности цикличности жизни элит (Парето) и народов (Гумилев), отдельные фазы их жизненных циклов можно продлить на весьма значительные временные периоды, а переходы между фазами — максимально сгладить.


Андрей Емельянов-Хальген

2016 год



Читайте еще в разделе «Статьи»:
Комментарии приветствуются
Комментариев нет




Автор








Расскажите друзьям:



Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 147
Проголосовавших: 0
  

Пожаловаться