Halgen - Океан мечты, Проза / Статьи. Литературный журнал

HalgenОкеан мечты

Давние сетования насчет отсутствия у России выхода к океану. Как они нелепы, ведь одного взгляда на карту достаточно для убеждения в том, что как раз у России — самая протяженная из всех стран мира береговая черта! Ее длина больше, чем даже у такой «этало
Проза / Статьи26-01-2016 00:01
Давние сетования насчет отсутствия у России выхода к океану. Как они нелепы, ведь одного взгляда на карту достаточно для убеждения в том, что как раз у России — самая протяженная из всех стран мира береговая черта! Ее длина больше, чем даже у такой «эталонной» морской страны, как США!

Никто не спорит, что Северный Ледовитый Океан и северная часть Тихого Океана трудны для мореплавания, а их берега непригодны для создания мощной морской инфраструктуры. Черное и Балтийские моря заперты узкими и длинными проливами, получение контроля над которыми была «идеей фикс» русской политики на протяжении 18-19 веков. Впрочем, если бы черноморские и балтийские проливы сделались бы русскими, то и тогда русский флот на Балтике попал бы в контролируемое Англией Северное море, а на юге, в Средиземноморье, уперся бы в контролируемый, опять же, Британией пролив Гибралтар.

Но ведь и за вычетом полярных и внутренних морей у России все равно остается выход к открытому океану больший, чем у Великобритании и Японии! Это — побережье Приморья от Владивостока до устья Амура, Сахалин, Камчатка. Эти места обладают вполне благоприятным морским климатом, примыкающая к ним океанская акватория — вполне судоходна, и, главная, они связаны с Сибирью и европейской Россией двумя железнодорожными магистралями.

В 18-19 веке главенство атлантических коммуникаций было столь подавляющим, что про иные океаны вспоминали лишь ученые-географы. Но уже с конца 19 века ситуация стала изменяться. Большая людская численность и плотность у народов Тихого Океана становилась базой для создания мощных промышленных центров. Факт увеличения значимости Тихого Океана осознавался правительством России, но для развития Тихоокеанского побережья вставала неодолимая преграда — его отдаленность от центра России. Была предпринята попытка получить необходимую инфраструктуру в готовом виде — Маньчжурский проект, увы, увенчавшийся Русско-Японской войной. Шанс его нового исполнения в 1945 году (уже при «выключении» из «игры» Японии) был безнадежно утерян правительством Сталина. С тех пор развитие Тихоокеанского побережья шло с опорой лишь на свои силы. За время СССР было сделано немало — Владивосток превратился в мощный промышленный центр, к Тихому Океану был проложен второй транспортный путь, БАМ. Построен ряд портов — Ванино, Находка, Советская Гавань, город-судостроитель и авиастроитель Комсомольск-на-Амуре.

Но опора лишь на свои силы имела и оборотную сторону. Кораблестроение — отрасль весьма материалоемкая, а транспортировка крупнотоннажных грузов с Урала и Западной Сибири оказывается весьма затратной. Развитие же промышленной базы в Восточной Сибири практически невозможно из-за ее самого сурового на Земле климата. Негибкая политика в отношении Японии пресекла возможные научно-технические контакты с ней, что лишило Россию возможности создавать совместные высокотехнологичные производства. В итоге самый перспективный из регионов Дальнего Востока, Сахалин, так и остался краем «дремучих» (деревообрабатывающих и угледобывающих) технологий с узкоколейными железными дорогами, лишенными связи с материком.

Между тем юг Сахалина — это удобные бухты, открытые в сторону Японии. Это — идеальные места для создания мощных портов, которые могут не только принимать и отправлять грузы по всем странам Тихого Океана, но и быть базами для освоения океанских ресурсов. Таких, как нефть шельфовых месторождений, железо-марганцевые конкреции, фосфориты. Последние, вместе с нефтью (перерабатываемой на месте) могут стать основой для превращение Сахалина в центр химической промышленности (включая и «высшие этажи» оргсинтеза — производство лекарств, новых полимерных материалов и т. д.).

Кроме портов, бухты Сахалина удобны и для создания кораблестроительной промышленности. Источником металла и отдельных узлов для кораблей могут быть Маньчжурия (сталь, дизеля, прочие механизмы) и Северная Корея (цветные металлы, электротехническое оборудование), о чем я писал в работе «Желтороссия».

Сотрудничество с Японией дает возможность развить в регионе, на самом Сахалине и на противоположном берегу Татарского пролива электронные и робототехнические производства. Так Сахалин может превратиться в русскую «кремниевую долину», сделавшись источником высоких промышленных технологий как для стран Тихого Океана, так и для России. Эти производства обеспечат робототехническими системами и плавучие системы для морской промышленности, центр создания которых необходимо развернуть тоже — на Сахалине.

Разумеется, для развития Сахалина жизненно необходимо реконструировать его железные дороги под общероссийский стандарт и связать их через дамбу в северной части Татарского пролива с материком. Континентальное побережье возле начала дамбы и устья Амура — идеальное место для создания новых городов, центров не только радиоэлектроники, робототехники, судостроения, но и авиационной промышленности. Ведь Амур — удобный транспортный путь для крупногабаритных деталей, необходимых в самолетостроении.

Возможно еще одно уникальное производство — строительство плавучих АЭС для обеспечения тихоокеанских стран электроэнергией. А в перспективе, с созданием технологий термоядерного синтеза — и термоядерных электростанций. Эту специализацию тоже можно дать Сахалину и примыкающему к нему берегу континента. Можно создавать электростанции и непосредственно в этом регионе, а их энергией, кроме непосредственно русского Дальнего Востока, питать и Японию, прочно привязывая ее к русскому пространству, к русской политике.

Старые центры Дальнего Востока, Хабаровск и Владивосток, «перенастроятся» на работу с новым научно-технологическим центром, совместят с ним свои технологические цепочки. Но остается еще север Приморья с Камчаткой, который также должен быть включен в проект.

Камчатка — страна вулканов, более половины действующих вулканов мира расположены на ней. Их термальные воды — это огромная ценность, их без преувеличения можно назвать «парящим золотом». Редкоземельные и редкие металлы выделять из них много проще, чем из руды (нет необходимости вскрывать породу). А эти элементы — необходимое сырье для электронной и электротехнической промышленности, а также для производства специальных сплавов, необходимых для авиастроения и кораблестроения. Кроме того, Камчатка — источник ценного сырья, необходимого для термоядерной энергетики будущего. В ее водах содержатся бор, литий, дейтерий, и потому производство термоядерного топлива — вполне закономерная специализация для этой отдаленной от старых промышленных центров земли.

Юг Камчатке также удобен для создания портов. По-видимому, северная часть Тихого Океана исключительно богата разными видами ресурсов (биологических, минеральных), и полуостров может стать базой их освоения.

В том месте, где Камчатский полуостров соединяется с континентом, тянется длинная и узкая Пенжинская губа. В ней — самый большой в мире градиент приливов, около 13 метров, и потому она может стать подходящим местом для строительства приливных электростанций, производящих дешевую электроэнергию. Ее можно использовать на месте для производства алюминия, титана и их сплавов, необходимых авиационной промышленности. Центром этой металлургии крылатых металлов может стать легендарный Магадан, ныне работающий лишь на обеспечение золотодобычи.

Для транспортировки стратегически важного сырья район Сахалина необходимо связать с Камчаткой сухопутным путем, железной дорогой, проходящей через Охотск и Магадан. Она даст новую жизнь побережью Охотского моря, разовьет на нем новые отрасли, например — морское звероводство и рыбоводство. В будущем эта магистраль может быть продлена до портов Анадыря и Певека, соединившись с Северным Морским Путем в единую транспортную систему, открывающую ресурсы восточного Заполярья.

Развитая экономика создаст основу для изучения культур народов Тихого Океана, их традиций. Их познанием уже занимался Мирча Элиаде, и результаты его исследований оказались интереснейшими. Ведь эти народы многие века (и даже тысячелетия) находятся в географической изоляции от всех материков и друг от друга, и потому сопоставление их культур с культурами континентальных народов может приводить к необычным, изменяющим все сложившиеся представления, выводам. Потому русский прорыв в Тихий Океан кроме богатства и технического развития, может принести и развитие для этнографической, этнопсихологической, культурологической, религиоведческой наук.

Так русский Дальний Восток превратится в новый центр силы, вовлекающий в зону своего притяжения и соседние страны. После этого встанет вопрос о распространении через него влияния России на весь Тихий Океан.

Через Тихий Океан проходят гряды островов вулканического происхождения, идущие с востока на запад. США использовали это обстоятельство для создания «мостов» от своего побережья к берегам Азии, через которые они проводят свое политическое влияние. Это обстоятельство было подмечено еще основоположником германской школы геополитики Карлом Хаусхофером. Самый значимый из этих архипелагов — «мостов» — гавайский, превращенный в конце 19 века США в один из своих штатов.

Во 2 Мировую Войну Япония пыталась «пересечь» эти линии американского влияния, начиная с Гавайских островов. Но ограниченность ее ресурсов не позволила ей довести этот военно-политический проект до завершения. Израсходовав на нее весь свой военно-экономический потенциал, Страна Восходящего Солнца потерпела поражение.

Но нашей опорой станут ресурсы всего континента, и, соответственно, возможности многократно превзойдут японские середины 20 века. Кстати, интерес к островам Тихого Океана у русских исследователей появился еще в 19 веке. Русско-американская компания пыталась колонизировать Гавайи, а русский ученый Н. Миклухо-Маклай изучал экзотические края Папуа-Новой Гвинеи. У него возник план создания на тех отдаленных землях русской колонии. Русско-Японская война нарушила эти планы, острова Новой Гвинеи попали под власть Британии, и сейчас номинальной правительницей восточной части этого архипелага является английская королева. Но у народов тех дальних земель сохранилась память о Миклухо-Маклае, приравненным к племенным божествам. Соответственно, сохранилась и русофилия, правда, Россия в своей политике больше не касалась тех далеких земель. Но если план «Миклухо-Маклай» реализовать в настоящее время, и сделать острова Папуа — Новой Гвинеи проекцией русской силы, создав на них военно-морские базы, то Тихий Океан окажется как будто зажатым в «русские клещи». Использование которых позволит без труда «расколоть» протянувшиеся через его акваторию американо-азиатские мосты. Да вдобавок еще и изолировать Австралию, этот «придаток» англо-саксонского мира, имеющий для него значение в качестве «резервной базы» мирового капитала (как наиболее труднодоступная часть суши).

В середине 20 века Япония обещала странам и народам Тихого Океана создать пространство сопроцветания. У нее не вышло — силы англосаксонского мира оказались неизмеримо больше, а на суше в 1945 году ей нанес удар Советский Союз (кстати, очевидно, вопреки своей выгоде, но вопрос обстоятельств вступления СССР в ту войну изучен еще меньше, чем причины Советско-Германской войны). Но Россия, опираясь на возможности всего Континента (включая, кстати, и саму Японию), сможет осуществить то, чего не смогла сделать в свое имперское время Страна Восходящего Солнца и превратить Тихий Океан в Океан Сопроцветания.

Андрей Емельянов-Хальген

2016 год



Читайте еще в разделе «Статьи»:
Комментарии приветствуются
нравится
0
17-02-2016




Автор








Расскажите друзьям:



Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 254
Проголосовавших: 0
  

Пожаловаться