Halgen - Метакибернетика народов, Проза / Статьи. Литературный журнал

HalgenМетакибернетика народов

Мало кто знает, что слово «кибернетика» не столь современно, как кажется. Впервые оно упоминалось в трудах Платона и означало оно искусство управления кораблем. Разумеется, галерой, не имевший ни штурвала ни рулевого механизма, управляемой при помощи корм
Проза / Статьи29-09-2015 01:11
Слово «кибернетика» по своему звучанию чуждо для человека. Оно порождает в сознании либо картинки заводов-автоматов, виденных когда-то в документальных фильмах про Японию, либо вовсе — фигуры человекоподобных роботов из фантастических кинокартин конца прошлого века. Люди, сведущие в технике, вспомнят о существовании сложной технической науки с таким именем. Разобраться в ней весьма не просто, и специалистов в этой области не так много.

Мало кто знает, что слово «кибернетика» не столь современно, как кажется. Впервые оно упоминалось в трудах Платона и означало оно искусство управления кораблем. Разумеется, галерой, не имевший ни штурвала ни рулевого механизма, управляемой при помощи кормового весла.

Уже на том уровне был очевиден главный принцип, лежащий в основе и современной научной кибернетики — обратная связь. Кормчий должен был рулить в сторону цели плавания (положительная обратная связь) и при этом избегать различных навигационных опасностей, вроде скал, рифов, мелей (отрицательная обратная связь).

По отношению как к отдельно взятому техническому устройству, так и к технике в целом, человек занимает то же место, что и Мировое Начало по отношению к Бытию. И если творения человеческих рук не могут существовать без обратных связей, то, конечно же, обратные связи обязательно присутствуют и в Бытие в целом и во всех его частицах — и в человеческом обществе, и в человеческом мышлении, и внутри живых организмов.

В 1935 году профессор физиологии Петр Кузьмич Анохин на основе учения Ивана Петровича Павлова об условных рефлексах разработал теорию функциональных систем. В ее основе лежит представление об «акцепторе результата действия», который представляет собой ожидаемый ответ внешней среды на действие живого существа. После совершения существом действия полученный реальный ответ среды сравнивается с ожидаемым (что ученый назвал «обратной афферентацией»). Если ответ внешнего мира соответствует предполагаемому, то акцептор результата действия сохраняет свою структуру (положительная обратная связь). Если нет, то он перестраивается в соответствии с полученным ответом (отрицательная обратная связь). В этом причина угасания условных рефлексов при отсутствии их подкрепления.

Открытие Анохина было первым в мировой истории описанием действия кибернетического закона в действии живых организмов, а не машинных систем. Оно говорило о том, что законы управления, успешно применяемые людьми при создании машин, на самом деле не порождены человеческим разумом, а по-видимому имеют высшее, надчеловеческое происхождение.

Никто из религиоведов не изучал древние и существующие традиции с позиции присутствия в них обратных связей. Тем не менее во всех традициях, имеющих арийское происхождение, Бог троичен и две из Его ипостасей связывают сотворенный мир с Высшим Началом, то есть — с главной ипостасью. Род и Даждьбог древних русичей связывают мир (явь) со Сварогом, Вотан и Тор германцев — с Бором, Вишну и Шива индусов — с Брахманом. В христианстве Бог-Святой Дух и Бог-Сын связывают мир с Богом-Отцом.

Бог-Святой Дух (которому соответствуют Шива индусов, Даждьбог русичей и т. д.) связывает мир и его Начало постоянной невидимой нитью. При катастрофическом отклонении мира от замысла Создателя является Бог-Сын, чтоб восстановить нарушенный порядок.

Что представляет собой обратная связь, идущая от человека к Мировому Началу?! Основа Христианской веры, Нагорная Проповедь, дает на этот вопрос прямой ответ — любовь. Любовь к ближнему, и как наивысшее ее проявление — любовь к Богу.

Дохристианские арийские традиции говорят о том же самом. Только они не содержат в себе прямого словесного описание этого величайшего мирового принципа. Но понятие любви в свою очередь порождает вопрос о ее живом, действенном проявлении. На который Традиция тоже дает ответ: воплощением любви является бескорыстное служение ее объекту.

Отсюда происходит идея совершенного общества, которое суть — модель Бытия. В нем верх служит низу, а низ — верху, из-за чего общество становится целостным, как Вселенная. Этот идеал возможен лишь если управляющая часть общества обладает полнотой знаний о жизни управляемой, а управляемая знает о целях и задачах общества в целом.

В Средневековой Руси связь управляемой и управляющей частей общества происходила через Земские и Вселенские Соборы. Первые происходили с определенной периодичностью, вторые созывались в особых случаях. Соборы представляли весь народ в целом, ибо в них принимали участие люди из всех земель страны и всех ее сословий.

Увы, система управления современной России по отношению к ее прошлому представляет собой не прогресс, а наоборот — регресс. Органа власти, подобного Собору современная Россия не имеет. Так называемая Государственная Дума формируется по пресловутым партийным спискам, и потому исключает представительство в своем составе всех слоев общества. Управляющая система лишила себя возможности получать знания о жизни управляемого ей общества даже с недопустимо малой по сегодняшним меркам средневековой скоростью. Потому не только правомочность, но даже и адекватность принимаемых нынешней властью законов и решений не может не вызывать значительного сомнения.

Система предпринимает значительные усилия для сокрытия отсутствия обратной связи, прибегая к созданию ее видимости при помощи средств массовой информации. Но, обманывая народ, она сама погружается в созданную ею же ложную картину реальности. Ориентируясь по которой она пытается управлять живым народом. О последствиях такого управления можно догадаться, если представить себе платоновского кормчего, глаза которого завязаны повязкой, на обратной стороне которой будет нарисована веселая картинка. И, глядя на этот рисунок, он будет править своим челном по настоящему штормовому морю...

Воссоздание Земского Собора, безусловно, улучшило бы жизнь общества. Но в современном мире он мог бы решать только долговременные, стратегические задачи, стоящие перед обществом. Для постоянного же управления при современной скорости течения событий требуется обратная связь в режиме реального времени. Работать она должна постоянно, проводя наверх не только жалобы и пожелания людей из разных слоев общества, но и их мысли, идеи. Ибо само «управляющее сословие» далеко не всегда способно своевременно их продуцировать и решать стоящие перед обществом задачи наилучшим образом.

Для создания такой системы обратной связи очень интересен опыт других народов. Предпринимались ли попытки создания чего-то подобного, и если предпринимались, то каков был их результат?!

С 70-х годов 20 века в русский язык вошел устойчивый оборот «Кого волнует судьба чилийского народа?!», означающий что-то вроде «Кому интересны твои заботы?!» Слово «волнует», конечно, часто заменяется более крепким русским словечком. Но происхождение самой фразы ныне почти забыто. При чем тут Чили, и почему, к примеру, не Бразилия или Аргентина?! Хотя, если взглянуть на карту мира, то Чили и вправду лежит от России очень далеко, даже дальше других латиноамериканских стран...

Между тем эта фраза имеет вполне конкретное происхождение. Она связана с государственным переворотом в той далекой стране, совершенным в 1973 году генералом Пиночетом и его соратниками. Что, конечно, тоже не может нас удивить — те края богаты на военные перевороты не меньше, чем Россия — на снег. Мало кто помнит имя свергнутого и убитого президента Сальвадоро Альенде — с тех пор много кого свергли да убили...

Увы, вместе с Альенде оказалось безнадежно забыто и смысловое ядро строя, который он пытался создать. Но его стоило бы вспомнить хотя бы по той причине, что подобного никто и нигде еще не организовывал, ни до ни после. Может, там мы и отыщем краеугольный камень, который ныне так нужен нашему обществу?!

По образованию Сальвадоре Альенде был врачом. Работать по образованию ему так никогда не довелось, но наверняка он был знаком с учением русского физиолога Анохина. В своей жизни общество более похоже на живой организм, чем на машину, и потому заимствования из живой природы для него подходят намного больше, чем из мира механизмов. Потому, очевидно, Альенде и стал первым, кто решился применить закономерности науки об управлении в общественном устройстве.

Вторым действующим лицом того проекта стал специально приглашенный английский математик Энтони Стаффорд Бир.

Выпускник Лондонского колледжа этот математик мыслил не совсем по-английски. Дело в том, что в годы Второй Мировой Войны он служил офицером в колониальных войсках в Индии. Представим себе Индию тех времен.

Малочисленные британские гарнизоны, распыленные среди миллиарда чужих, непонятных, людей и такой же чуждой, опасной, природы. Индусы не трогали англичан, но зато их земля буквально выкашивала их косой тяжелых тропических болезней. Половина колонизаторов навсегда осталась в далекой земле, смешавшись с нею. Оттого миролюбие коренного народа становилось вполне понятным — им было незачем убивать, вредя своей карме. Земля сама делала за них кровавую работу.

В отличии от большинства офицеров, мечтавших лишь о возвращении на покрытую туманом родину живыми и здоровыми, Бир проявлял любознательность, интересовался удивительным народом, имеющим сложнейшую традицию и философию. К примеру он узнал, что законы формальной логики, породившей мышление европейца, в Индии были открыты на много веков раньше.

Бир познавал Индуизм. Конечно, не столь глубоко, как Рене Генон или Мирча Элиаде, но главнейшее из положений этой традиции он сумел осознать. Он понял связь Бога-Создателя, Брахмы, с сотворенным им миром через свои ипостаси — Вишну и Шиву. И обратную связь, идущую от людей — к Создателю. Это знание переплелось в сознании ученого с открытиями западной математической науки, облеклось в обвязку из формул и породило новое слово в теории управления обществом. Вернувшись из Индии Бир внедрял свое открытие на уровне промышленных корпораций разного масштаба. Но его главной мечтой оставалась организация жизни целого народа на принципах, рожденных из объединения индуистской традиции с математической наукой.

Так в Чили и родился проект общественного устройства, получивший несколько устрашающее условное наименование — киберсоциализм. Первым этапом было решено наладить новую систему управления в области материального производства.

Создание постоянно действующей обратной связи осуществили с помощью техники тех времен. До интернета в те годы было еще далеко, потому материальной основой обратной связи стали ныне забытые приемо-передающие информационные устройства — телексы. Их объединили в специализированную сеть, получившую название кибернет. Но техника, конечно, была лишь инструментом. Суть проекта заключалась в так называемых алгедонических обратных связях между разными уровнями управления. Если на уровне какого-либо предприятия возникала проблема и она не могла быть решена за определенное время, то задача автоматически выносилась на более высокий уровень. Так шло по цепочке: предприятие — отрасль — сектор экономики — экономика в целом. Центр управления, на уровне которого решались наиболее масштабные проблемы, размещался в специальном зале правительственного дворца «Ла Монеда» в городе Сантьяго.

За время своей работы система показала удивительную полезность. К примеру, во время забастовки водителей грузовиков, спровоцированной противниками Альенде, снабжение столицы удалось организовать при помощи 200 машин вместо 50000. Настала пора делать следующий шаг, создавать систему обратной связи, охватывающей не только народное хозяйство, но все стороны общественной жизни. Но «Всенародный проект» так и не был осуществлен — Центр Управление был разнесен вдребезги прикладами солдат Пиночета, Сальвадор Альенде погиб, а Стаффорду Биру пришлось вернуться на свою родину. Где он до конца своих дней жил в уединении, переживая кончину своего так и не выросшего детища...

В Чили установилась военно-либеральная диктатура, силой оружия внедряющая «достижения» Чикагской неолиберальной экономической школы, возглавляемой американским евреем Милтоном Фридманом. Итогом этих опытов стал затяжной экономический кризис, в конце концов приведший к потере власти самим Аугусто Пиночетом.

Руководство Советского Союза не сделало из чилийского опыта никаких выводов. Вместо этого было снято несколько слезливых фильмов и написано несколько душещипательных книг о судьбе чилийского народа, ныне благополучно забытых. Их содержимым были лишь эмоции при отсутствии какой-либо обстоятельной информации о сути чилийского проекта. Что, очевидно, и породило знаменитую фразу насчет судьбы чилийского народа, живущую и по сей день.

Опыт применения обратной связи в управлении обществом в Советском Союзе не изучался, и, тем более, из него не было извлечено никаких уроков. Экономика СССР после падения Чили управлялась по-прежнему через директивы Госплана, который пытался нормировать производство всего, начиная от ракет и заканчивая швейными иглами. Прочие стороны общественной жизни регулировались так, что скоро породили анекдот про врача «ухо-глаза», к которому следует обращаться, если видишь одно, а слышишь — совсем другое. Итогом стали 90-е годы, после которых, однако, тоже ничего не изменилось. Только история вышла на новый замкнутый круг.

Кто-то скажет, что Россия не может заимствовать чилийскую модель — у нас совсем другие расстояния, другой климат, да и менталитет народа тоже иной. С этим нельзя не согласиться. Нам необходим свой, русский проект создания обратной связи в обществе, но при его разработке чилийский опыт может быть весьма ценным. Ибо он представляет реально работавшую и хорошо себя показавшую систему.

Удивительно, но вопрос о создании системы, подобной чилийской, не встал ни в одной стране мира. Это несмотря на возросшие технические возможности, развитие которых как будто само напрашивается на создание подобного проекта. Это не может не наводить на мысли о присутствии в мире определенной силы, сознательно и целенаправленно пресекающей подобные попытки. В качестве своих инструментов она вполне может использовать слабости отдельных лиц мировой политики, как то амбициозность и невежество. При этом исполнители чаще всего используются «вслепую», сами не ведая, что они творят, как и было, скорее всего, с генералом Аугусто Пиночетом.

Кто же является центром, ядром этой силы? Им может быть только народ, традиция которого отрицает обратную связь как таковую. Прежде всего — обратную связь человека и Мирового Начала.

Каменные скрижали с 10 заповедями, 7 из которых начинаются со слова «не». То есть они указывают не на должные поступки, а, наоборот, несут отрицания действий. Через них проявил себя бог Моисеева Пятикнижия своему народу. Эти скрижали стали ядром иудейской религии, по сути — единственным знаком, связующим «избранный народ» с его высшим началом. В этом тексте нет и намека на возможность обратной связи творения со своим Создателем.

Разрыв обратной связи означает потерю народа высшей, метафизической устойчивости. Ведь пресловутые заповеди не могут не породить в душе их прочитавшего подспудного желания запреты преодолеть. Если же запрет стал сердцевиной всех мыслей, то мысли не могут идти ни на что иное, кроме как на его устранение. За много веков иудейская мысль выработала множество «технологий» обхода запретов при их формальном соблюдении. К примеру, заповедь «не убий» можно обойти, наняв профессионального убийцу. А можно поступить с большим масштабом — развязать войну между чужими народами. Пусть убивают друг друга, но руки иудея останутся чисты, и, главное, заповедь — соблюдена. Заповедь «не воруй» обойдена через сложную систему финансовых технологий, родившуюся из ростовщичества. Распятие Христа стало самым выразительным знаком отказа иудеев от обратной связи с Мировым Началом и недвусмысленным намерением лишить ее и все остальные народы мира.

Народ, потерявший метафизическую устойчивость, может сохраниться лишь через распространение своей неустойчивости в другие народы. «Логика» иудаизма, основанная на отрицании обратной связи, идущей от человека к Мировому Началу, вошла в некоторые религиозные учения, предназначенные для неевреев. Это — западный протестантизм (кальвинизм и происшедшие от него религиозные течения) и арабский ваххабизм. Они, как две руки одного мирового сверхсущества, враждебного людям, разрывают связь Земли и Неба. После этого обратные связи внутри народов рвутся уже сами собой. Для мира не остается иного пути, кроме как к полному разложению и разрушению.

В условиях тотального мирового кризиса выживет лишь тот народ, который сможет наладить свое управление на основе обратной связи. Но этот народ должен обладать еще и достаточной силой для защиты своей системы управления от внешней агрессии (как это случилось в Чили). И, конечно, народ должен обладать достаточно сильным творческим началом для создание такой системы управления.

Мы, русские, в силу своей традиции не можем быть разрушителями обратной связи, и потому должны стать ее созидателями. Как я уже писал, у нас есть опыт управления на основе обратной связи, берущий начало еще в Средних Веках. Мы еще имеем достаточно сильное творческое начало, у нас еще сохраняется мощь, позволяющая защитить свою систему управления. И, наконец, создание системы управления на основе обратной связи — единственная наша надежда на сохранение устойчивости, а, значит, выживание как народа.

Андрей Емельянов-Хальген

2015 год



Читайте еще в разделе «Статьи»:
Комментарии приветствуются
Комментариев нет




Автор








Расскажите друзьям:



Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 175
Проголосовавших: 0
  

Пожаловаться