Avtor.net.ru Фантазии молодежи - Проза, / Рассказы, Наташа Северная - Момент испытания
Да Нет

Наташа Северная - Момент испытания

Когда особенно тяжело и мир рушиться, мы задаем вопрос, так что же делать?
Проза / Рассказы05-08-2008 16:40
Стоит ли жизнь того, чтобы дожить ее до конца?


Как и для чего человек убивает себя? Импульсивно и быстро или медленно и мучительно? Кому и что пытается доказать, от чего убежать? Кто убивает себя? Слабый и немощный, опустившийся и сломавшийся или сильный и смелый, на пике жизни? Христианство вывело свою теорему самоубийства – это безнравственно и аморально, лишение себя жизни – самый тяжкий грех, а посему место грешника, за кладбищенской оградкой. А ведь основатель христианства призывал: «Возлюби ближнего своего», надо думать, он единственный верил в исцеляющую силу любви. Нам, простым обывателям, копошащимся в своих мирках и дела нет до другого человека. Уж слишком мы повернуты на самих себе, а ведь зло питают и поддерживают именно бездушие и безразличие. Вслушайтесь в эти слова: без-душие, без-различие, - без души живу я, ничего не различая: ни плохого, ни доброго, ни светлого ни темного. Тот, кто принял далеко не простое решение – умереть, зачастую удостаивается презрения или снисходительного сочувствия. Мол, и слабак же, я бы так никогда не поступил, я бы боролся. А с кем бороться то? За что, против чего? Самоубийство, это болезнь мира, а не войны. На войне иные заботы: где прокормиться, как дожить до утра, все психические силы человека направлены на решение именно этих простых задач, простых для обывателя мира, и непосильных для обывателя войны. На войне нет времени для размышлений, самокопания, духовного поиска, решение принимается мгновенно, поступок совершается без обременения себя мыслями о совести и морали. Страны Евросоюза (богатые, благополучные, сытые), Китай и Япония входят в группу со средним уровнем распространнести самоубийств. На Украине общий уровень суицидов превышает показатель стран Евросоюза в 1,5 – 2 раза! Неправда ли, есть над чем задуматься? А главное, сколько загубленных жизней, так и не дождавшихся помощи, не нашедших сочувствия среди своих соплеменников, стоит за этой сухой и страшной статистикой?

У каждого свои причины почему он решает свести счеты с жизнью, точнее закрыть все счета, обнулить их. Тем самым поставив себя перед фактом, если жизнь – ноль, то и я в ней ноль. Кто-то это воспримет, как некий знак для начала новой жизни, а кто-то, как ее завершение. Иногда в этих разных людях хочется найти, что-то общее, какую-то одну беду на всех. Но это невозможно, ибо каждый из них, один на один приходит к своей, и только своей личной правде. Их путь всегда тяжел, мучителен и непосилен. Это самый страшный путь, путь самокопания в себе. За дни, месяцы, годы так много начинает видится и пониматься в себе, людях, мире, - а может просто мерещится? – что нет уже более сил идти с гордо поднятой головой, плечи опускаются и сгибаются под невидимой тяжестью. Именно невидимой, ее то ведь никто не видит, включая и самого самоубийцу. Никому из них и в голову никогда не придет, что вполне возможно в доме висит кривое зеркало, и всматриваясь в него, возможно увидеть лишь полутона, игру света и тьмы, но не истину. Они словно малые дети, заблудившиеся во враждебном и мрачном лесу. Страх и ужас сковывают движения, а потому тропинка, еле видная в полутьме, не способна вывести их в другую светлую жизнь. Бог пошутил, а нашелся тот, кто этой шутке поверил.


Из Бердяева Н.А.


1874 – 1948 гг. Выдающийся русский мыслитель, проповедник философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.


Можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству. Самоубийца вызывает роковую решимость и в других. Самое страшное для человека, когда весь окружающий мир – чужой, враждебный, холодный, безучастный к нужде и горю. Не может жить человек в ледяном холоде, он нуждается в тепле. Человек может выносить страдания. Но трудно человеку вынести бессмысленность страданий. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность означает невозможность представить себе другое состояние, оно всегда есть дурная бесконечность муки и страдания, т.е предвосхищение вечных адских мук, о которых человек думает освободиться лишением себя жизни. Самоубийца закупорен в своем «я», в одной темной точке своего «я», и вместе с тем он творит не свою волю, он не понимает сатанинской метафизики самоубийства. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Самоубийца всегда эгоцентрик, для него нет других людей, а только он сам. Победить волю к самоубийству – значит перестать думать главным образом о себе и о своем. Если человеку удается вырваться из себя, то он спасен и воля к самоубийству у него может пройти. Психология самоубийства есть психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме. Психология самоубийства не знает выходя из себя к другим, для нее все теряет ценность. В глубине же человека она видит не Бога, а темную пустоту. Вот почему психология самоубийства есть не духовное состояние. Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. До этого страшного мгновения у человека была надежда, и она вернулась бы в следующее мгновение, но он принял это мгновение за вечность и решил эту вечность уничтожить, погасить бытие.



***


Истинное самоубийство предполагает жестокий поединок жизни и смерти, в котором терпит поражение все, что удерживало человека на этом свете. Но что же его удерживало до сих пор, что заставило поднять на себя руки?

• Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл.

• Утрата смысла жизни – это необходимость, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл. Только тогда представление о ней может превратится в цель деятельности.

• Суицидогенные события – это мощные удары по моральным ценностям личности.

• Суицидальное решение – это акт морального выбора.

Пики суицидальной активности приходятся на возраст от 18 до 24 лет (так называемый «пик молодости»), и на возраст старше 45 лет («пик инволюции»), следует отметить, что в молодом возрасте преобладают суицидальные попытки, а в инволюционном – самоубийства. Острота и содержание смысложизненных проблем меняются и в пределах относительно коротких отрезков жизни под влиянием ситуаций. События или ситуации, заставляющие резко переоценивать отношение к жизни, порождающие чувство бессмысленности дальнейшего существования, называется кризисным состоянием.

Кризисное состояние можно охарактеризовать как «перекрытие» источников жизненного смысла: блокаду жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между собственной и окружающей жизнью, угасает интерес, теряется жизненный смысл и перспективы. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Жизнь воспринимается, как нечто тягостное и мучительное. Тяжело вставать по утрам, в течение дня ничего не хочется делать, постоянная сонливость, усталость. Не правда ли, мы все когда-то это переживали или переживаем до сих пор? Все верно, это самая обыкновенная депрессия, первая ступенька к смерти и личностному разложению. Кто-то с нее соскакивает, а кто-то продолжает спускаться вниз. Цель самоубийства и разработка плана его реализации запускается лишь в том случае, когда смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный, воспринимается как спасение и как долгожданное решение всех проблем. И все же, даже опустившись на самое дно, доведя себя до полной ручки, убить себя способен не каждый.

Различают пять типов самоубийств:

1. Протест – непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред, хотя бы фактом собственной смерти.

2. Призыв – вызвать своей смертью у окружающих сочувствие и сострадание.

3. Избежание – устранение себя от непереносимой угрозы личностному или биологическому существованию.

4. Самонаказание – своеобразная оппозиция двух «я»: «я-судья», и «я-подсудимого».

5. Отказ – самоуничтожение.

Исходя из вышеприведенного, одни и те же действия самоубийц квалифицируются по-разному в зависимости от цели, которую они преследуют.

Так, самопорезы бритвой в области предплечий могут быть отнесены:

• к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери.

• к разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было оказать давление на окружающих, получить ту или иную выгоду.

• к самоповреждениям – если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль, как это бывает у психопатических личностей в моменты аффективных разрядов.

• к несчастным случаям – если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».

Даже при истинных самоубийствах их непосредственная цель – прекращение жизни – в большинстве случаев не совпадает с мотивами поведения самоубийц.

С этической точки зрения все суицидогенные ситуации выходят на уровень морального сознания личности, на уровень моральной проблематики. Как быть, если попраны представления о добре и справедливости, если нанесен удар по собственному достоинству и чести, если нарушены долги моральные обязанности. Иными словами, решаются вопросы не «технологии» поведения, а его нравственного смысла. Соответственно и эмоциональные переживания, сопутствующие этим состояниям, это прежде всего нравственные чувства. Они выражают субъективное моральное отношение человека к различным сторонам его бытия, к окружающим людям, самому себе. В описываемых конфликтных ситуациях они проявляются негативно окрашенными чувствами обиды, ревности, ненависти, стыда, вины, угрызений совести, одиночества, утраты, горя, скорби и т.д. Имеющиеся наблюдения наводят на мысль, что ощущение «душевной боли», возникающее на пике интенсивных отрицательных эмоций, тесно связано со спецификой нравственных чувств и является, по сути, «моральной болью». В тех конфликтах, где элементы морального сознания терпят серьезный урон, страдают и представления о жизненном смысле, - вплоть до его утраты, т.е. возникает состояние психологического кризиса, который при инверсии ценностных отношений к жизни и смерти приводит к самоубийству.

Чем больше разрыв между высокой значимостью идеалов счастья и низкой значимостью долга, тем уязвимее личность к психологическим кризисам.

Более устойчивыми к кризисам оказываются люди с пропорционально развитой, гармоничной, целостной структурой морального сознания.

Симптомы самоубийц.

Сдают тормоза моральных запретов и привычек. Поведение существенно изменяется. Суждения становятся субъективными и эмоционально окрашенными. Человек часто, даже с наслаждением говорит о смерти. Ухудшается аппетит, сон. Он начинает требовать беспрекословного выполнения своих прихотей, становится злобным, агрессивным. Часто отправляется туда, где прошло его детство, молчит. В таком состоянии человеку ни в коем случае нельзя говорить: «Мне было и хуже, и ничего, не умер», «Возьми же, наконец, себя в руки», «все наладится само собой». Эти слова могут стать спусковым механизмом. Человек, колеблющийся между жизнью и смертью, приходит к выводу, что его состояния никто не понимает, и он одинок. Не надо строить иллюзий, будто в критических ситуациях, человек свободно выбирать между жизнью и смертью. Когда человек потерял надежду, одинок, отчаялся, просто жестоко предлагать ему выбор. Это не не уважение к свободе человека, а издевательство.


***


Готовы ли мы взять на себя обязательство – спасти другого из беды? Но тут же можно и спросить себя, а зачем, для чего? Спасать есть смысл только того, кто искренне готов вырваться из собственного ада. Ведь много и тех, кто получает от страданий и шантажа удовольствие. В природе идет естественный отбор, и ни у кого не возникает и мысли назвать это жестокостью.

Убить себя, как и убить другого… не просто все это. Убийца самого себя ведет жестокую борьбу с самим собой. Ему надо разрушить в себе самое главное – инстинкт самосохранения. Это долгая, кропотливая работа требующая огромных волевых и эмоциональных усилий, не всем она под силу, не каждый с ней справляется. Сначала хотел порезать себе вены, а потом передумал, страшно вдруг стало перед той пропастью, что под ногами зияла. А как же тот, кто все-таки дошел до конца, что он увидел? Как жил он свои последние дни, месяцы, годы?

Обида на жизнь, обида на людей, обида на самого себя – вот и все, что ты сам себе оставляешь. На другое не хватает ни сил, ни воли. В какой-то момент ты не справился с нагрузкой или просто уже надоело справляться. На какое мгновение ты опоздал, случайно или не случайно, эта вечная тайна самоубийцы. Трупные яды от разлагающейся души ударяют в голову и ориентиры внешнего мира окончательно поглощаются мглой. Ты все чаще начинаешь оступаться, ударяться об острые углы, добровольно закрываешься от жизни и от всего того, что с ней связано. Воля к смерти, мало чем может поступиться воли к жизни. Внешне ты можешь еще жить, но внутренне ты уже мертв. В данном случае физическая смерть, это завершающая стадия смерти духовной. Человек умирает тогда, когда перестает думать о будущем.


***


Нерваль. Эпитафия.


Но в тихий зимний день,

Когда от жизни бренной

Он позван был к иной,

Как говорят, нетленной.

Он уходя шепнул:

«Я приходил – зачем?»



***


Из Бердяева Н.А.


Самоубийца есть человек, который потерял всякую надежду, что блага жизни могут быть ему даны. Человек, духовно свободный от власти мира, никогда не мог бы испытать состояния отчаяния и безнадежности, которые ведут к самоубийству. Победить волю к самоубийству – значит победить власть «мира» над своей судьбой. Человек хотел бы, чтобы мир имел для него вкус, возбуждал его, привлекал его, и мучается, что это прошло и уже невозможно. Самоубийца не знает свободы, он не победил мир, а побежден миром. Кризисы проходят легче у натур, у которых эмоциональный элемент сильно уравновешен элементом интеллектуальным и волевым.


***


Самоубийство или суицид, слова латинского происхождения и означают они, - намеренное лишение себя жизни. Такое явление, как самоубийство живет столько же, сколько и человечество, и у самоубийц есть своя история.

С возникновением и развитием классов и государств общество относилось к самоубийствам все более строго. Это и понятно – интересы государства требовали все большего ограничения частной свободы; механизм насилия над личностью неминуемо должен был покуситься на главную область человеческой свободы: быть или не быть. Но так было не всегда. Например, в Древней Греции признавалось право на уход из жизни, это рассматривалось как право выбора человека, но для этого нужна была санкция властей. Часто разрешение на самоубийство получали осужденные преступники (например, Сократ). Однако самоубийство, совершенное без санкции властей строго осуждалось и каралось посмертным поношением, в Афинах и Фивах, у трупа отсекали руку и хоронили ее отдельно. В кодексе римской империи Адриана легионеру за попытку самоубийства полагалось смертная казнь: «Если солдат попытается умертвить себя, но не сумеет, то будет лишен головы».

Как ни странно, но раннее христианство относилось к самоубийству благосклонно, рассматривая его, как «во имя веры». С V века церковь начинает ужесточать отношение к самоубийствам. Английский король Эдуард Исповедник (XI век) самоубийц приравнивал к ворам и разбойникам. До 1823 г. в Великобритании существовал обычай хоронить самоубийц на перекрестке дорог, предварительно протащив труп по улицам и проткнув ему сердце осиновым колом, на лицо клали тяжелый камень (считалось, что самоубийцы становились вампирами или привидениями). В средневековом Цюрихе, утопившихся зарывали в песок возле воды; зарезавшихся выставляли на поругание; в Меце тело самоубийцы засовывали в бочку и пускали по реке. В Дании самоубийцу запрещалось выносить из дома через дверь – только через окно, затем тело предавали огню. В Бордо труп вешали за ноги, а потом волокли на живодерню; в Аббевиле тащили на рогоже по улицам. В Лиле мужчин, воздев на вилы, вешали, а женщин сжигали. В эпоху Возрождения трупы самоубийц начали использовать в анатомических целях, иногда из них изготавливали лекарство – мумие. Несмотря на все эти посмертные ужасы, самоубийства не прекращались.

Отношение к этому сложному социальному явлению начало меняться только в XVIII веке. Именно тогда философами Просвещения был поднят вопрос: «Если у человека есть юридическое право жить, стало быть, он может и не воспользоваться этим правом, т.е. прекратить свое существование?» И только в эпоху Французской революции (1789 – 1794 гг) самоубийство было вычеркнуто из списка уголовных преступлений.

Каждый год в мире совершается 500 тысяч самоубийств. 500 тысяч человек каждый год находясь между жизнью и смертью, все-таки выбирают смерть.

Самый высокий уровень самоубийств, на сегодняшний день, приходится на страны Прибалтики и СНГ.

Профилактикой самоубийств серьезно и основательно начали заниматься только в XX веке. Совсем недавно появились организации и люди, готовые помогать тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Это связано с тем, что общество стало более либеральным и терпимым, а власть церкви начала ослабевать.

В 1953 г. в Англии была создана добровольная служба предупреждения самоубийств – «Самаритяне». Эмблемой общества стало воспроизведенное в мельчайших деталях человеческое ухо. Добровольцы спасали жизнь добровольцев смерти.

Психологическая помощь по телефону, так называемая «Линия жизни» впервые появилась в США и Австралии. В 1970-ые гг. телефон доверия появился в СССР и Восточной Европе.

По данным бюро судебно-медицинских экспертиз, не менее 40% самоубийств – это смерть в состоянии глубокого алкогольного опьянения. Во время войны уровень самоубийств резко снижается, т.к. суициды в основном совершают мужчины.

Мужское самоубийство обращено к согражданам, тогда как женское направлено на семейный эффект. Психологические отличия проявляются и в суициде. Если мужчина принял решение покончить с собой, то уже вряд ли найдется причина способная остановить его; женщину можно отвлечь даже по дороге. Женщины в основном режут себе вены, травятся, топятся; мужчины предпочитают выбрасываться из окна, кидаться под машину, или вешаться.


***


В отношении суицидов существуют мифы. Рассмотрим самые основные.

1. Самоубийства совершают психически ненормальные люди.

- однако исследования показали: 80-85% самоубийц вполне здоровые люди.

2. Самоубийство невозможно предотвратить.

- период кризиса – явление временное, и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это, человек часто отказывается от своих намерений.

3. Существует тип людей склонных к самоубийству.

- совершенно неверно, все зависит от ситуации и ее личностной оценки.

4. Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство.

- самоубийству обычно предшествует необычное поведение.

5. Человек перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку.

- в большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть человек всегда предупреждал окружающих о своих намерениях.

6. Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки.

- анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова.

- на самом же деле, если человек совершил попытку, то риск повторной попытки очень высок. Наибольшая вероятность впервые 1-2 месяца составляет 60-80%.

8. Влечение к самоубийству предается по наследству.

- это утверждение еще никем не доказано.

9. Самоубийство можно предотвратить если люди будут загружены работой.

- это не верно.

10. Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание.

- зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты. 50% суицидов совершены в состоянии алкогольного опьянения.



***


Эти мысли… Как и когда они приходят? Неожиданно? Или ты уже давно ждешь гостей в свой дом? Ты их встречаешь? Или впускаешь, даже несмотря на лица? Они пришли... И ты больше не в состоянии понять и осознать, что происходит, уходишь в самый дальний и темный угол, только бы не тронули. Нет, мысли не заденут, даже не обидят, просто скоро из дома вынесут твое холодное тело. Ты прислушиваешься к себе, своей боли, но момент, когда можно было все еще расслышать, уже упущен. Побежденный никогда не будет бороться, ибо само слово «борьба», как и сама жизнь, утратило для него всякий смысл. Какими странными бывают человеческие судьбы… Кого-то смерть настигает в самом расцвете, кого-то во сне, а кто-то сам ее вершит над собой. Есть и такие, кто пройдя семь кругов ада, подступив к краю бездны, наконец-то поняли: что просто очень сильно хотят жить. У реки много русел, у судьбы много вариаций.

Момент испытания приходит в жизнь каждого, и как под копирку виден человек, его доброе и худое начало, сильное и слабое. Для кого-то это становится началом понимания самой ценности жизни, для кого-то долгожданным избавлением от мук и страданий.



Однажды один самоубийца написал другому.


Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.


Владимир Маяковский Сергею Есенину.


Почему же так много жизнеутверждающей силы исходит от людей добровольно идущих к смерти?



Комментарии
Комментариев нет






Автор



Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 85
Проголосовавших: 0
  


Пожаловаться





Автор, зарегистрируйся :)