Avtor.net.ru Фантазии молодежи - Форумы - Как писать ПРОЗУ - советы, рецепты, мнения
Да Нет

Форумы / Главный форум / Форум о литературе / Как писать ПРОЗУ - советы, рецепты, мнения

 


  Автор   Сообщение
grog Онлайн статус
№: 20450   много дней назад: 18-09-2008
  


сообщений 5
Местоположение: Россия Лешенское Урочище
Род занятий: война
Возраст:
Репутация: 2
Как писать прозу.

Кто как пишет? Советы, рецепты…


Возможно, кому-нибудь будет полезно. Невозможно сесть и написать рассказ или повесть (у меня во всяком случае так не получается) чаще этому предшествует сбор материала, когда даже нет намека на идею рассказа. Каким образом? Создается файл ОКНА, он для этого и предназначен – вы как бы заглядываете в различные окна, которые окружают вас, и описываете их. Это может быть одно предложение или связанная мыслью группа, даже отдельное смачное слово. Не следует собирать и сортировать коллекцию руководствуясь какой-либо темой. Автор должен выработать у себя всеядность.

Как это выглядит (даю фрагмент файла ОКНА 2007):


* * *


ОКНО

чередой хмельные образы

ОКНО

Напоминая так и ненаписанную никем притчу о человеке, который хотел сорвать плод с охраняемого дерева правды и при этом не попасться на расспросах сторожей.

ОКНО

Ветви деревьев, под тяжестью льда, обламывались и рушились на землю словно хрустальные люстры

ОКНО

хвостодрючка

ОКНО

«То, что лишь немногие в состоянии умело отрубить голову, еще раз доказывает, что смелость мужчин пошла на убыль».

Ямамото Цунэтомо - «Хакагурэ»

ОКНО

Есть дети открытые, словно одаренные солнцем, взглянув (…) за счастье которых хочется отдать жизнь. Есть «дети луны» (…) Дети солнца пропадают чаще, словно выросшие «дети луны» устраивают на них охоту

ОКНО

Франция объявила Гитлеру войну и сдалась, потеряв менее 5 процента своих военнослужащих. Взимание с Франции оккупационных расходов обеспечило содержание армии численностью 18 млн. человек. В ее хранилищах оказались достаточные запасы нефти... для первой крупной кампании в России.

ОКНО

Древние когда-то наказывали сварливых женщин страшнейшей карой, которую только могли придумать – усечением языка. Но с появлением Интернета и это потеряло смысл.

ОКНО

...подмышечную кобуру – «индивидуал», по собственным пожеланиям, чтобы в конце ее был не разрез для дула, как в большинстве моделей, а металлическая трубка с пружиной, а на внешней стороне кобуры скоба, что служит фиксатором пружины и которую можно подцепить к борту пиджака, его внутренней части. Левой рукой – движение совершенно ничего не значащее, дублирующее второй… миролюбивое, инстинктивное стремление показать руки в которых ничего нет - даже для самого привередливого взгляда не несущее угрозы, а скоба освобождает пружину, и пистолет буквально сам влетает в руку. Затолкал туда гораздо более легкий ПМ, и тот так дал под челюсть, что зубы кляцкнули. Некоторое время побаивался пихать Стечкина, инстинктивно убирал лицо - смотрелось это дико, будто ждал, что из-за пазухи сейчас стрельнут из ружейного ствола, но постепенно приноровился, привык.

ОКНО

Кышбаба – маленькая девочка (венгерское)

ОКНО

Повторил мысль дважды, словно в два приема вбил неподатливый гвоздь.

ОКНО

Плавать лягушкой, тихо раздвигая воду

ОКНО

Ага – счас! Сиськи утромбую и пойду!

ОКНО

Он подобен яйцу – несет себя чрезвычайно аккуратно, оградившись от всего собственной скорлупой. Самодостаточный, вряд ли сможет в себя что-то вместить, да и не стремится. Для этого надо вскрыть собственную скорлупу, а это чревато – тогда все поймут, что яйцо давно протухло.

ОКНО

Озера, в которых никогда не бывает замора зимой, обычно соединены подземными протоками.

ОКНО

Любовь - великий пожиратель времени, оставляющий за собой шлейф миллион раз пережеванных глупостей, набивших оскомину сторонним наблюдателям, огорчающегося, что люди никак не могут придумать ничего нового - все их ухаживания друг за другом, не отличаются от ухаживаний павлинов, на момент надувшихся во всей красе, а в тот же миг, оставленным за спиной, открывающие свой серый безликий зад. Огорчающихся и попадающих в ту же ловушку, и уже страстно желающих надергать перьев себе на хвост. (…) был влюблен, но не так, чтобы ломать заборы на штакетник, и этим отваживать соперников, а лишь до уровня воздыхания у этого забора… Любовь изгоняет страх, когда вкусишь ее плода, но до той поры ты сам сторож своим стремлениям, сам наводишь на себя боязливость, сам не пускаешь себя в ее сад.

ОКНО

Утро началось с холодных пельменей. Ничего хорошего от такого утра ждать не приходилось

ОКНО

Когда невозможно опорочить идею, ее доводят до абсурда

ОКНО

В пределе пахло противно: ужами, еще чем-то кислым, словно хозяйка с прошлого года так и не вынесла, не выбросила на кучу за придворок неудавшуюся квашеную капусту.

ОКНО

Нечисть слепа, глаз к небу не поднимает, она вроде свиньи пожирает все во что уткнется, и нужен предатель от людей, чтобы ткнуть ее в человеческое.

ОКНО

«Який ти в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь»

(из письма запорожских казаков турецкому султану)

ОКНО

Кондуктор, низкорослая круглая боец-баба, ледоколом прошла туда и обратно, внося оживление в угрюмоватых по утреннему времени пассажиров.

ОКНО

В каждой правде можно найти оттенки, расковырять их до черной дыры, на которую потом ее и вывернуть, словно старый никому ненужный чулок.

ОКНО

С того момента, когда Берже сказал, что человечество не стареет, а напротив, шаг за шагом становится все моложе, прошло столько времени, сделано столько шагов назад, что мы видим перед собой «человечество-дитя» во всей своей красе: самый, что ни на есть, сегодняшний символ его – ожиревшего дауна с аллергией на жизнь


* * *


Как видите, нет никакого разделения на публицистику, философию, комментарий, этюд, зарисовку, цитату, собственную трактовку цитаты, техническую характеристику, подслушанное уличное смачное словцо – все идет в ход, все собирается. Это литературные рисунки, этюды, наброски, штрихи, памятки…

Подобный подход весьма упрощает работу, когда появляется ИДЕЯ рассказа, иногда она возникает из какого-нибудь такого ОКНА, но чаще некоторые окна просятся, чтобы их сшили и начинают составлять полотна. Отчасти работу над новой вещью можно рассматривать как раскладывание пузли – общая картина изрезана на кусочки (окна), все они смешаны с кусочками от других картин, и надо каждому найти свое место. В ходе работы создаются дополнительные окна, которые как бы отталкиваются мыслью от имеющихся. Пусть примерно 90 процентов так и остается невостребованным, но расценивайте это как обязательный литературный тренаж, пополнение личной коллекции, вскоре заметите - рисовать всякую новую вещь становится значительно легче.

Если появляется идея рассказа (повести) набрасываю тот максимум, который в состоянии выжать немедленно, пока не ушли интересные ощущения (спринтерское), потом, по мере истощения, обращаюсь к имеющимся окнам (начало марафона), выуживая в них то, что может иметь отношение к новой литературной работе, набирая текст по максимуму, не озадачиваясь его неуклюжестью и логической взаимосвязью (не возвращаясь по нему и не делая правок), и только потом (не перечитывать – дать улежаться) вступает судейское – цензор, часто безжалостный.

Если хочется сделать быстрее, разместите сырой текст на каком-нибудь сайте (еще лучше литконкурсе) - случается толковый разбор, даже подсказки, кто-нибудь его правит на предмет ошибок, вылавливает неуклюжести, которые собственный «замыленный» глаз не в состоянии заметить. Будьте благодарны за любую критику, но не спешите идти на поводу, оставайтесь «себе на уме». Еще совет – никогда не ходите на конкурсы с расчетом что-то выиграть – побеждают обычно середнячки, талантливые работы получают полярные оценки. Разброс в оценках на каком-нибудь литконкурсе самый лучший показатель нестандартности литературной работы. Если оценки ровные – впору задуматься.

В сети все равны. Толковое замечание, которое продвинет ваш уровень, можно получить и от восьмилетнего ребенка. Охотник, который борется за свою славу, больше не охотник.

Удачной охоты!

   
Вверх
Juicy As Ketchup Онлайн статус
№: 20461   много дней назад: 19-09-2008
  


сообщений 128
Местоположение: Белоруссия Минск
Род занятий: о_О
Возраст: 15
Репутация: 2
Нет никаких секретов, если есть талант - оно само получится!


Добавлено спустя 19 секунд(ы)


Ну это я так думаю, по крайней мере

   
Вверх
grog Онлайн статус
№: 20490   много дней назад: 23-09-2008
  


сообщений 5
Местоположение: Россия Лешенское Урочище
Род занятий: война
Возраст:
Репутация: 2
Талант? Не знаю... Мое мнение - нет бесталанных людей. Но тут вот еще о чем подумалось...

Думаю, всякому автору (в ходе процесса) следует сразу же определиться, что он есть, и кем он хочет стать. Выбор невелик. Либо на панель (в литературные проститутки), либо каким-нибудь образом избежать этого.

У меня, как и подавляющего большинства здесь оттоптавшихся, ни одной публикации (вот уж не думал, что когда-нибудь о таком можно будет с гордостью), то есть, по всем канонам – девственник.

Сетевой автор теряет свою девственность, когда что-нибудь начинает делать за деньги. Едва ли не одновременно он становится проституткой, и при этом отчего-то считает, что ему крупно повезло.

Сеть предлагает литераторам вариант не стать блядью. Это редкое предложение, еще десяток лет назад невозможное.

Литературная невинность позволяет писать то, что нравится, а не то, что требует заказчик (он же позднее – сутенер).

Литература (плюс сам процесс), должна доставлять удовольствие автору, потом читателю, но никогда издателю.

Повторю то, что говорил раньше: Сегодня очень интересное время для начинающих писателей. Границы между профессиональными писателями и непрофессиональными (любителями) все больше размываются. Любители начинают писать сильнее профессионалов и обращаться к таким вещам, к которым «профи» просто не рискнут и близко подойти.

Автор, если он умеет писать, способен сделать виновным кого угодно и кого угодно обелить. Он адвокат, но опираясь на одни и те же факты, в состоянии за счет красноречия привести непоколебимые, с точки зрения художественности, но подчас противоположные доводы, не имеющие к истине никакого отношения. Это как играть на дудочке, водя детей либо к педофилам, либо до тети «телефона доверия». Цинично, но факт. Вопрос принадлежности – чему он служит. Если деньгам, то все ясно. Сведет туда, где больше дадут. Значит по любому проституция. Литературная проституция – нормальное явление сегодняшнего дня. Возможно выглядит странным, но в большей степени это явление развилось с исчезновением худсоветов и цензуры. Клич положиться на «внутреннего цензора» каждого автора (да и «был ли мальчик»?) не сработал отчасти по причине параллельного клича о кучи имеющихся вакансий на «литературных интердевочек»

Не может быть обид, если автору дается такая оценка: «талантливая проститутка». Он имеет право на обиду, если его (как ему покажется) недооценят. То есть оспаривать такие эпитеты, как: «недалекая», «тупая», «ленивая»… Одно бесспорно – всякий автор, который пишет для того, чтобы быть напечатанным, пытающийся упредить «заказ» - проститутка.

   
Вверх
toks Онлайн статус
№: 21091   много дней назад: 25-10-2008
  


сообщений 45
Местоположение: Россия Интернет
Род занятий: Всяко-разно
Возраст: 107
Репутация: 2
Да, уж... Вспоминаются слова Остапа Бендера, обращенные к витрине магазина одежды, где красовалась табличка: "Штанов нет":

— Фу, как грубо, — сказал Остап, входя, — сразу видно, что провинция. Написала бы, как пишут в Москве: «Брюк нет», прилично и благородно"

Это я о терминологии К чему такие грубые сравнения: бляди, сутенёры, проститутки? Нельзя ли провести более изящную аналогию? Литература, как и все другие сферы человеческой жизни - это рынок, и любые отношения человека с внешним миром строятся по принципу "Хочу получить желаемое" или, если за просто так получить желаемое не удаётся, тогда "Хочу получить желаемое в обмен на что-то". Это и литературы также касается. Пишут всегда ради чего-то, то есть, есть нечто, что побуждает выкладывать написанное на всеобщее обозрение, а не читать самому дома. Автор, опубликовавший своё произведение, испытывает приятные чувства или нет? Риторический вопрос. Так значит, он публикует написанное в обмен на что-то? И какая разница в чем это что-то выражено, в деньгах или в признании его творений и хороших отзывах о них. Суть и того и другого - одна, это - удовлетворение желания автора. Можно лишь говорить о скромных желаниях и нескромных. Одному достаточно лишь прочтения его творений людьми, а другому этого мало, и нужно нечто более материальное.

   
Вверх
ADA Онлайн статус
№: 21099   много дней назад: 25-10-2008
  


сообщений 134
Местоположение: Россия Петербург
Род занятий: Фото, музыка, литература.
Возраст: 21
Репутация: 2
это к Факеру.
   Сайт
Вверх
toks Онлайн статус
№: 21113   много дней назад: 26-10-2008
  


сообщений 45
Местоположение: Россия Интернет
Род занятий: Всяко-разно
Возраст: 107
Репутация: 2
Ага, и к нему ) В общем ко всем относится
   
Вверх
Anastasia Онлайн статус
№: 21425   много дней назад: 22-11-2008
  


сообщений 4
Местоположение: Израиль Бэер Шева
Род занятий: Писатель
Возраст: 24
Репутация: 0
Прозу надо писать душой и сердцем. Если человек пишет душой и сердцем, проза пишется сама собой, без усилий. А в талант я не верю.
   Сайт
Вверх