Литературный портал - Форумы - Поговорим о многоточиях
Игнатов Олег
Да Нет
Личная страница Читальня Избранное Мой блог Профиль Мои фотоальбомы Личные сообщения Написать в блог Добавить произведение

Форумы / Главный форум / Форум о литературе / Поговорим о многоточиях

 


  Автор   Сообщение
voila Онлайн статус
№: 31063   28-07-2012
  


сообщений 13
Местоположение: Россия САНКТ — ПЕТЕРБУРГ
Род занятий:
Возраст: 12
 реноме 0 
Давайте начнём с простого определения.

Историческая справка


Многоточие использовалось ещё до н.э. и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни.


Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости, и т.п.

Наконец-то закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!

Правила употребления


Когда употребляется многоточие?

1. Для отображения заминок речи (даже посреди слов):


Для указания, что начало или конец цитаты не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например:

Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».



Для обозначения пропуска внутри цитаты, например:

Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».



В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего.

«…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.



В местах где окончание фразы общеизвестно, например:

«с кем поведешься…»

«хотели как лучше…»

Использование

1. Многоточие отбивается от следующего слова пробелом и не отбивается от предыдущего слова:

Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…

2. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и запятая, запятая поглощается многоточием:

Моя работа… но, впрочем, не будем говорить о ней.

3. Когда в одном месте встречаются и многоточие, и вопросительный или восклицательный знаки, то они объединяются, используя точку вопросительного или восклицательного знака:

Ну, что вы опять задумались?..

При этом расстояние между вопросительным знаком и точкой должно быть уменьшено. А если встречается восклицательно-вопросительный знак, то добавляется одна точка!

Да, сколько можно копаться, в конце-то концов?!.

4. В прямой речи если после многоточия стоит тире, то оно (тире) не отбивается пробелом от многоточия:

—Вы подумали?.. Вы уверены?..— сказала она ослабшим голосом.

5. Если после многоточия стоят кавычки или скобки, то они не отбиваются пробелом от многоточия:

Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…»

6. Если многоточие встречается в заголовке, выделенном отдельной строкой, то, как и восклицательный и вопросительный знаки, оно не опускается. Стоит заметить, что точка в данном случае опускается.

В поисках правды…

или

Купит ли Microsoft Yahoo…

7. Если многоточие стоит в начале предложения оно не отбивается пробелом:

…Прошла ночь и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.

8. В наборе в разрядку пробелы между многоточием и предыдущим словом должны быть неизменны:

С н о в а… и с н о в а…

а не

С н о в а … и с н о в а …

9. В числовых интервалах многоточие не отбивается пробелами:

1…3

+29…+31

10. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

o перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал:

«…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;

o в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её:

Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;

o после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:

Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

11. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением:

М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».

12. Если при цитировании вырезаются большие части текста или целые предложения, то многоточие принято окружать угловыми скобками:

Статья была острой, резкой, но хотя Пушкин, начиная издание журнала, вовсе «не стремился к обострению журнальной полемики <…>, но статью Гоголя Пушкин оценил по достоинству и принял её в первый номер, посоветовав автору смягчить наиболее резкие выражения» цитата взята из статьи П. Рейфмана.


Большое число… многоточий в тексте должно символизировать… тонкую душевную организацию автора… оставлять впечатление… недосказанности… и давать читателю пищу для ума… Либо же выражать отчаяние… неуверенность… и обреченность…

Известна фраза:

« Все то, что я писал в те времена, сводилось неизбежно к многоточью» — Бродский

Для справки:

Сергей Птицын Знаток

На письме знаки препинания помогают создать интонацию. Ведь в устной речи смысл фразы можно передать с помощью интонации, а на письме эту роль на себя берут различные знаки препинания. Пунктуация помогает автору текста более полно и развёрнуто донести свою мысль. Ведь без помощи пунктуации, невозможно описать на бумаге чувства и эмоции произнесенной фразы. Многоточие относится к знакам препинания в русском языке и представляет собой три точки поставленные рядом друг с другом. Великий А.П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении». У разных писателей были свои любимые знаки препинания. Цветаева любила ставить тире. А Карамзин любил ставить многоточие, он же и ввёл его в русский язык. Раньше многоточие называли «знак пресекательный». Многоточием обозначают паузу отличную от паузы обозначенной точкой тем, что пауза в многоточии несколько длиннее по времени. Многоточие также обозначает незавершённость из-за обрыва логической мысли или вследствие волнения, для обозначения заминок в устной речи, перерывов. Для определения неожиданного перехода от одной мысли к другой, между законченными по смыслу предложениями.


Многоточие на письме может применяться в качестве указателя на пропуск текста, как в начале, так и в середине или конце цитаты Если при цитировании было пропущено несколько предложений, то многоточие берётся в угловые скобки. В точных науках многоточие обозначает интервал в значениях. Многоточие вначале предложение указывает на то, что текст, прерванный большой вставкой, продолжается или события, которые описывает текст, разделены большим промежутком времени.продолжается или события, которые описывает текст, разделены большим промежутком времени.

Многоточие обильно использовал в своих произведениях известный французский писатель Луи-Фердинанд Селин (1894—1961). Считается, что он разработал новый стиль письма, который модернизировал французскую и мировую литературу. В своей книге «Разговор с профессором Y» он защищает свой стиль, указывая, что обильное использование многоточий, восклицательных и вопросительных знаков, разорванных фраз есть попытка передать экспрессивность и ритм разговорной речи.

Также в больших количествах многоточия можно встретить у Горького, в пьесе «На дне». Которые, впрочем, вполне оправданны — так автор передаёт моменты, где у героев должны быть паузы в речах.

Ну и, наконец, говоря о многоточиях, нельзя не вспомнить Довлатова, который сильно их любил, прикрывая ими явные недосказанности, давая читателю возможность на мгновение задуматься и самому вписать что-то в образовавшуюся паузу. Вот, скажем, о своей собаке Глаше:

« В остальном мы похожи. Немолодые раздражительные чужестранцы с комплексами… Сообща таскаем колбасу из холодильника… »

— С.Д.Довлатов

Возьмите известный пример

Пример:

Я не знаю, как мне быть …я думала... много думала... и вот придумала...

Я не знаю, как мне быть. Я думала. Много думала. И вот придумала.

Это ДВА РАЗНЫХ состояния. В первом случае действительно нервное, с паузами, возможно со слезами.

А второй случайпростой, даже может быть игривый...Не чувствуется здесь нерв.

Самый известный пример:

Казнить нельзя помиловать —

в зависимости от того, где будет поставлен знак препинания, меняется суть сказанного… но, при этом меняется и интонация. А последующее действие определено явно

А, давайте попробуем поставить многоточие.

Казнить… нельзя помиловать

Или

Казнить нельзя… помиловать.

— привносится элемент раздумий.

В конце концов у каждого автора есть право на свои интонации и окраски текста. Никто не может точно указать, какие ноты использовать для написания « авторской музыки».

Можно принимать её или не принимать.

Может быть потому у разных авторов стихи пишутся по разному… будь это даже общая тема.

Многоточие — очень ёмкий знак для выражения настроения, эмоционального фона и мысли.

И это не три точки, это знак — многоточие.

   
Вверх
Дарин Онлайн статус
№: 31064   28-07-2012
  


сообщений 1029
Местоположение: сцена под ногами блудливого Тайю
Род занятий: yh kyang kyang
Возраст:
 реноме 23 
что я могу сказать? исключительно только одно: этим все равно нельзя злоупотреблять. хотите знать почему?


потому что.. такие... большие... дыры.. в тексте... слишком часто... мешают... читать.

но это уже дело хозяйское.

давайте еще о заглавных буквах поговорим? можно даже в этой теме. или в другой.

но я на всякий случай еще раз уточню, для тех. кто еще не знает: информацию я получаю через глаза. визуально. иногдачерез слух, но визуализацияна первом месте. ибн я не поет, я графоман, я рисую комиксы. и уж извините, у этого есть побочки. мне многоточия "режут глаз" и вызывают реакцию не "задумчивости", а дыры в тексте, если поставлены не там или использованы в избытке.





светофоры достигают оргазма за 30 секунд (с)
   Сайт
Вверх
voila Онлайн статус
№: 31068   31-07-2012
  


сообщений 13
Местоположение: Россия САНКТ — ПЕТЕРБУРГ
Род занятий:
Возраст: 12
 реноме 0 
"потому что.. такие... большие... дыры.. в тексте... слишком часто... мешают... читать."


1.прочтя фразу с такой расстановкой многоточий, можно понять, что автор с трудом подбирает слова.

Мало кто использует многоточие после каждого слова. Разве... после некоторых фраз.

2.конечно извиняю: Ваши глаза, а у них свои особенности... впрочем, как и у нюха, как и у слуха.

Именно это и Важно. Это лично Ваше восприятие. Так же может быть личным восприятие и каждого пишущего.

кому то режет глаз белая строка. Кому то — рваная строка.

Это вовсе не повод отрицать правомочность существования подобных написаний.

мне тоже многие вещи режут глаз... и только там, где автор претендует на глубокий вложенный смысл которого я, к примеру, не вижу; или, который совсем не так глубок, как кажется автору; или, где бессмысленность рулит(опять же по моему мнению, поскольку и глаза и уши мои) я могу задать вопрос.Но при этом буду слушать ответ внимательно и пытаться понять. Если не пойму — значит не пойму. НУ, Вы понимаете, что"первое лицо" здесь применено относительно читателя.

а дыры в тексте чаще бывают от многословного пустобрёхства. Даже, если "шибко оригинально". Вот эти "дыры", никакими эмоциями и знаками препинания не заштопаешь.





Меньше всего мы знаем о самих себе...

"...

Ты уходишь? И не жаль потраченного времени?

Потому и ухожу, что мне жаль тратить время ... "


УХОДЯ, ЗАБИРАЙ СВОЮ УДАЧУ С СОБОЙ!
   
Вверх
Дарин Онлайн статус
№: 31069   31-07-2012
  


сообщений 1029
Местоположение: сцена под ногами блудливого Тайю
Род занятий: yh kyang kyang
Возраст:
 реноме 23 
а в результате все равно получается, что и тутнет абсолютно правого и абсолютно неправого





светофоры достигают оргазма за 30 секунд (с)
   Сайт
Вверх
voila Онлайн статус
№: 31070   31-07-2012
  


сообщений 13
Местоположение: Россия САНКТ — ПЕТЕРБУРГ
Род занятий:
Возраст: 12
 реноме 0 
естественно Нам всем , ой, как далеко до АБСОЛЮТА.





Меньше всего мы знаем о самих себе...

"...

Ты уходишь? И не жаль потраченного времени?

Потому и ухожу, что мне жаль тратить время ... "


УХОДЯ, ЗАБИРАЙ СВОЮ УДАЧУ С СОБОЙ!
   
Вверх
Игнатов Олег Онлайн статус
№: 31082   09-08-2012
  


сообщений 19
Местоположение: Россия Камчатка
Род занятий: Фермер
Возраст: 58
 реноме 0 
Много узнал... нового, о многоточии. Я тоже люблю многоточия, потому, что они "рисуют" метод и время рождения мысли. Очень интересно и познавательно, но, иногда... при акценте на "индивидуальность стиля" обилие многоточий начинает раздражать. Есть ситуации в написании, где они явно ни к селу не к городу. Как будет выглядеть рассказ, где через слово-два, будут многоточия? Это уже будет не вложения глубокого смысла, а полная бессмыслица. Всё хорошо в меру.





   
Вверх
voila Онлайн статус
№: 31084   11-08-2012
  


сообщений 13
Местоположение: Россия САНКТ — ПЕТЕРБУРГ
Род занятий:
Возраст: 12
 реноме 0 
Не знаю, как он будет выглядеть ...

стихи такие встречала.

Хотя... вот совсем недавно Дарин написала такую строчку...чуть выше. и даже в ней я смысла не потеряла.Просто создалось впечатление, что человек с трудом подбирает слова.

Иной раз слушая чьи-то выступления, где есть э ... м... вполне можно опустить звуки, оставив многоточия. Они вполне передадут манеру человека разговаривать.

Смысл не находится только там, где его нет .Если человек разумны читает, он вполне понимает о чём речь.И делает паузы там, где они просятся(это, если уж совсем честно),А ещё честней и порядочней просто без ёрничества перечислить ошибки и показать, как их исправить. по крайней мере это более достойно, чем с издёвкой над автором и произведением выпендриваться, выёживаться... при этом выглядеть совсем не лучшим образом, но бравировать.

Если знаешь, как помочь — помоги... и это нормально





Меньше всего мы знаем о самих себе...

"...

Ты уходишь? И не жаль потраченного времени?

Потому и ухожу, что мне жаль тратить время ... "


УХОДЯ, ЗАБИРАЙ СВОЮ УДАЧУ С СОБОЙ!
   
Вверх
начпрод Онлайн статус
№: 31090   14-08-2012
  


сообщений 146
Местоположение: аид
Род занятий: грешников кипячу, за огоньком слежу, приправы и специи делаю
Возраст:
 реноме 5 
для меня многоточие это ещё приглашение к диалогу, способ увидеть одно и то же под другим углом. камень на развилке...





листая времени тетрадь

вперед и вспять

закладочку забыли всунуть

пометок нет

куда идти?

решили — пусть все так и будет!

работа движется в сети!

всегда и всем я радый

творить кто хочет — заходи

шаблонов нет

и правил тоже

куда ведет нас этот путь?

дорог — стоявший не осилит

а так — идешь

   
Вверх
voila Онлайн статус
№: 31092   15-08-2012
  


сообщений 13
Местоположение: Россия САНКТ — ПЕТЕРБУРГ
Род занятий:
Возраст: 12
 реноме 0 
отчасти да... ведь, что то недоговорено, или сказано не с той долей уверенности, которая ставит все точки над и.

Вообще... знак — очень ёмкий. И трудно поверить, что читающий текст с многоточиями, не понимает смысла этого самого текста. Ведь меняются только интонации... манера разговора, а совсем не суть написанного.

Спасибо.





Меньше всего мы знаем о самих себе...

"...

Ты уходишь? И не жаль потраченного времени?

Потому и ухожу, что мне жаль тратить время ... "


УХОДЯ, ЗАБИРАЙ СВОЮ УДАЧУ С СОБОЙ!
   
Вверх