Конечно, сны бывают разными, но читатель заранее и практически подсознательно, ожидает складной рифмованной лирики с возможной схемой романтики. И вот он начинает читать:
мой сон ебал бессонницу
он болен был и вял
нерадостно мял груди…..
Прежде всего, по крайней мере для меня, можно сразу же уловить звуковой и образный контраст между словом «сон» и приведенными выше строками. Момент контрастного эпатажа? Ход? Спонтанная вариация? Пусть читатель решает сам, если конечно есть желание думать. Мы свободны в своем выборе.
Кто-то моментально бросит читать, решив, что наткнулся на очередную пошлятину или желание автора привлечь к себе внимание. Таким образом, это стихотворение сразу же отсекает часть тех читателей, кто не привык к подобным текстам, это важно. Стихи не для всех? Возможно. Но дело сделано, остаётся лишь та категория читателей, кто обязательно дочитает до конца. И даже те, кого шокировало начало, могут из чистого любопытства войти в число тех, кто, как и я, пустился в путь.
Можно также предположить следующую реплику от читателя – зачем нужна столь жесткая начальная подача? Ведь можно заменить наиболее жесткие слова на менее вызывающие. Нет проблем давайте попробуем. Ну, например:
мой сон насиловал бессонницу
он болен был и вял
Вроде бы тоже самое, но характер и стиль стиха моментально меняется, да и разница между словами «насиловал» и «ебал» уж слишком большая и неоднозначная.
Но это только начало. А дальше мне видится следующее – декольтированный накал, мощнейший эмоциональный всплеск, буйство откровенных образов и надрыв.
Перечитав это стихотворение, я поймал себя на мысли, что если обычного человека запереть в очень тесной комнате, включить яркий красный свет, а из динамиков громко пустить звук железа по стеклу и продолжать это несколько часов, то именно это ощущение лучше всего подойдет для описания.
и бить наотмашь так – чтоб не она –
чтоб все вокруг кричало
о том
как корчится в неразрешимых родах –
сознание
(вперед бессонницей выходит
недоношенный младенец)
его структура невесома,
конструкция немыслимо опасна
вот пара всхлипов и увечий
и он уже готов отдать себя, как агнец – на закланье…
Так что же появилось на свет в таких мучениях? Чему принесена жертва? Стремление вырваться или забыть, как правило, сопровождается изысканной болью во всех суставах, этой боли можно отдаться, можно смаковать, а можно просто кричать. И, казалось бы, столь безудержное стремление освободится любой ценой, такая обнаженная экспрессия….. но свобода мнима, вся суть (на мой взгляд) непосредственно в боли и в желание об этом рассказать и рассказать именно так, тихим криком и громкой эмоцией:
она кончала им, она бросалась под колеса комы
она блевала им
разбрызгивая с кровью сгустки
не переваренных видений
она его убила
своим слепым презрением
но через сутки
носила вновь
под рвущимся от ненависти сердцем
сон
Финал роскошный и вполне честный, это вообще очень откровенное и смелое стихотворение, построенное не на стройных рифмах, а на яркой музыке образов, нам предложено пройти по самому краю, по звенящей нервной струне, без напыщенной фальши и избитости чувств. От фрагмента к фрагменту ощущения все сильнее и сильнее. Возможно, что это делалось абсолютно сознательно, как ход, но лично у меня сложилось впечатление, что нет. Такое выплескивается спонтанно, а иногда и очень неожиданно для автора. Возможно, я увидел в этом стихотворении то, чего здесь нет и в помине, может быть и так, но я вправе воспринимать и чувствовать так, как я хочу, я могу получать именно то, для чего я вообще читаю, пишу, размышляю. Я играю в варианты. Где-то, между всплеском боли и эмоциональной рвотой, я могу придумать новую форму одиночества, создать иллюзию скандала, нервного плеса, необычности сюжета, любви и катастрофы века. Именно в таких лабиринтах я и ищу вдохновение. Не всегда, конечно, но очень часто.
Автор сказал мне, что это бред, а я ответил, что нет ничего продуманнее бреда. Это один из вариантов искренности. Бред, это скорее мои прозаические вставки в данном тексте.
Я лишь слушаю музыку и иду по тропе.
P.S. Данная миниатюра написана после уведомления автора и с соответствующего разрешения.