Литературный портал / Серегина - Дело живых :: Версия для печати
Проза / Статьи / Серегина - Дело живых
Часть II
https://Avtor.in/page.php?id=52704

Автор: Серегина, Отправлено: 05-11-2012 12:38.
Ниточка вторая: Екатерина, чума и старообрядцы

После эпидемии чумы (1771 год) два слободских кладбища Тулы переполнились. Более того, город изрядно разросся как раз в противоположную сторону от них, и носить гробы, особенно в распутицу, горожанам стало тяжело. На имя императрицы Екатерины было подано прошение об основании общегородского — для покойников без различия сословий — кладбища. И в 1772 году Сенат учредил таковое кладбище за тогдашней городской чертой.

Когда в ХХ веке общественники и музейщики занялись кладбищем, в восточном углу расчистили семейный участок купцов Лугининых.
Вообще, семейные участки обычно — музеи сами по себе: позволяют увидеть и эволюцию традиции оформления надгробных памятников, и смену архитектурных стилей, и рассказать об истории семьи. Но участок именно Лугининых помимо этого — повод для разговора о куда более глобальных переменах.

На двух памятниках даты смерти записаны так: на правом — 7280 год, на левом — вообще буквицей.



Традиция буквенного обозначения дат и летоисчисление от сотворения мира (7280) — допетровские, а кладбище основано во времена екатерининские. Более того, кладбище основано в 1772 году, а 7280 — это по новому летоисчислению либо на год, либо на два раньше. По такой системе летоисчисления жили старообрядцы.

Церковный раскол произошел еще при папе Петра. Не буду вдаваться в теологические подробности, но кое-что подчеркну. На старообрядцев были ещё те гонения, вплоть до сжигания заживо. Отсюда два вопроса: как оказались на кладбище, открытом в 1772 году, более ранние захоронения и почему преследуемые раскольники позволили себе в открытую заявлять о своем вероисповедании? Есть еще и третий вопрос: почему более поздние погребения Лугининых отмечены по новому летоисчислению? Отреклись?
Есть версия, что восточная часть нынешнего некрополя была самостоятельным старообрядческим кладбищем. Василий Жуковский в ХIХ веке сделал несколько рисунков тульского кладбища. На одном из них есть часовня. Возможно, старообрядческая.

Екатерина II сделала послабления раскольникам. В Москве разрешила основать Рогожскую общину, позволяла строить собственные культовые сооружения, так что предположение не лишено оснований. Во многом такое благорасположение императрицы было вызвано самоотверженным поведением старообрядцев во время эпидемии чумы 1771 года, и очень может быть, что как раз тогда и было позволено тульским раскольникам обзавестись собственными кладбищами и часовней.

Остается вопрос про более поздние захоронения Лугининых с никонианскими датами.
Дело в том, что старообрядцы в Российской империи подходили под определение иноверцев, а иноверцы облагались большим налогом. Поэтому в России были скрытые старообрядцы, ходившие в никонианские церкви (не во всякие, но это сейчас все очень долго и сложно расписывать) и в бумагах не заявлявших истинное вероисповедание, но, конечно, официально нигде и ни от чего не отрекавшиеся.
Их выдавало поведение. Старообрядцы не пили, не курили, не брили бороды, на первое место ставили Бога, а на второе — общество. Уважение к труду и трудовому человеку без различия сословий и вероисповедания, скромность в быту и огромные вклады в «общество». Достаточно сказать, что Третьяков был старообрядцем.


Крайняя плита — без надписи. Старообрядец, считавший, что ничего не сделал ни для Бога, ни для общества, просил ничего на памятнике не писать.

Конкретно о Лугининых. Купцы и промышленники, в XVIII веке — богатейшие купцы Тулы, не потерялись и в Петербурге, куда Петр I принудительно переселил 300 самых преуспевающих купцов. Родион Лугинин стал самым первым в истории тульским городским головой (1777 год).

Лично мне кажется символичным, что в его особняке ныне располагается исторический факультет университета.