Критика / Peresmeshnik — "Всё познаётся в сравнении"...Часть 2. Продолжаем исследование. https://Avtor.in/page.php?id=42412 |
Автор: Peresmeshnik, Отправлено: 17-12-2010 07:08. |
Читатель, если ты осилил первую часть — прими мои поздравления. Прежде чем вновь с головой уйти в пучины поэзии, сделаем короткий вдох. Отвлечёмся на частность. Забавно, что все вышеупомянутые работы поэтов и поэтесс были написаны в период с октября по февраль. Одним словом, когда только и хотелось, что "достать чернил и плакать". Может быть, есть некая сезонность в обращении к вечным темам?...Кто знает. Итак, октябрь 2009. «Офелия». Обманчива лесная тишина. Я отравилась ею, как стихами. Ни звука. От бессонницы слепая, Плывёт неспешно полная луна. И полночь одиночеством пьяна, Вода ночная отливает кровью... И сердце обронила я — невольно. Но озеро не высмотреть до дна. Чрез осень преступив, назло ветрам, Я прыгну в опрокинутое небо… Горчит луна, как дым от сигареты, Прозрачный иней — плесень по краям. Офелия жива. И ерунда, Что льдистый поцелуй клеймом на коже, И режет душу, на алмаз похожа, Осколками — октябрьская вода. Стихотворение написано совершенно чётко выраженным 5-стопным ямбом. Этот размер входит в число трёх наиболее часто употребляемых ямбических размеров, но все же не так распространен как «ямб наш любимый, он же 4-стопный». Наиболее же, 5-стопный ямб характерен для лирических и драматических произведений русской поэзии второй половины 19-го — первой трети 20 века. Таким образом, можно сказать, что поэт (не люблю и старюсь не употреблять слово «поэтесса» в положительном смысле), вольно или невольно испытывала потребность в стилистической связи именно с Серебряным Веком русской поэзии и, даже если размер выбран стихийно, то это только подчёркивает его( автора а не размера) поэтическое дарование. «Пардон, минутку, я не понял, — вопросит меня придирчивый читатель. — а где оригинальность формы, там, и прочие вёдра всяких изысков? Сами говорите, размер часто употребляемый, и тут же про дарование…Непонятно!» Ну что ж, вопрос не праздный, вопрос по делу, ответим на него со всей рабоче-крестьянской серьёзностью. Валерий Брюсов, поэт и теоретик стихосложения, при помощи всяческих расчётов пришёл к выводу, что количество возможных ритмических вариаций ямба 5-стопного лишь немногим меньше количества вариаций ямба 4-стопного. А вот у последнего оно выражается цифрой в….100000. Ещё раз — сто тысяч. Вдумайтесь. И вот из всего этого многообразия автор сумела выбрать такую форму, которая при всей своей схожести с другими, тем не менее, не утрачивает оригинальности и, что ещё более важно, не скатывается до излишней вычурности. Совершенство — это в том числе и отсутствие лишнего, верно? Что же делает форму этого стихотворения совершенной? Как сказал бы Джонатан Свифт: «подробности». Невидимые неискушенному глазу, они, тем не менее, действенно располагают читателя, создают соответствующий духовный настрой и знать про них совсем без надобности. А вот мы с Вами углубимся и увидим эти подробности. Во — первых, кольцевая система рифмовки. Нужно обладать великолепным чутьём, чтобы стихи звучали так, чтобы 1-я строка не «затиралась» второй и третьей строками, нужно обладать для этого серьёзным словарным запасом, быть особенно точным в формулировках. Эта кажущаяся простота, на самом деле мало кому удаётся как должно, а в нашем случае присутствует ещё и чередование мужской и женской рифм, добавляя стиху напевность, особую мелодичность… Во-вторых, в двух последних строфах цезуры расставлены после второй стопы, что соответствует классической композиции стихотворения, написанного 5-стопным ямбом в каком И вместе с тем, в каждой из строф цезуры разнесены то чуть дальше, то чуть ближе, создавая очень своеобразный и узор в сочетании с тем что у нас в-четвёртых. А в четвёртых у нас обыкновенный вроде сам по себе факт. Ямб здесь не просто 5-стопный, но… каталектический. Это означает, что ударный слог может заменяться псевдоударным и тогда получается три безударных слога. Хотите, можете доказывать, что перед нами череда неклассических цезур в сочетании с пиррихиями и спондеями на каждом шагу, хотите — доказывайте обратное — композиционная структура цезур и каталектических слогов. Я в данном случае утверждаю следующее — так мастерски выстраивать самую, что называется, изнанку стихотворения, так тонко чувствовать ритм, так тщательно его отделывать может только Поэт, извините за пафос. Думаете, это всё? Нет, уважаемые читатели, не всё. Каталектическим 5-стопным ямбом писали не только русские поэты Серебряного Века, но и …Сидите? Если нет, садитесь немедленно. Потому что, 5-стопным каталектическим ямбом писал ….Он самый. Уильям Шекспир. И более того, 5-стопный ямб недаром носит название русского сонетного размера — то есть Шекспировский размер бережно переносили на русский язык… И вот перед нами стихотворение написанное с чётким ощущением связи с Русским Серебряным Веком Поэзии, и плюс к тому написано так как написал бы Шекспир, и написано о персонаже созданном Шекспиром, только не в сонете, а пьесе и при всём при этом написано своим особым, сочным языком, который узнаётся сразу, стоит только перечитать несколько работ Н.Корневой. Если бы Н.Корнева написала сонет! А ведь это очень мог быть сонет при наличествуюущем обилии точных рифм, и всем выше перечисленным!... Оставалось, как говорится, дело техники — несколько композиционно преобразить окончание стиха… Но это был бы уже перебор. Сделанного и так более чем достаточно. Передо мной лежит Произведение Искусства, имя которому Поэзия… Ну, вот мы и отдохнули. Перевели так сказать дух; впереди нас ждёт собственно то, ради чего — А что же принесла Н.Корнева в образ Офелии?... «Э,э, я не понял. — может быть, скажет кто-то, — А чё, про технику всё, что ли?» Да, дорогой читатель, всё. Мы ведь только очень бегло взглянули, убедиться что ничего не напутали и всё так, как есть. Нас вовсе техника не интересует, с ней всё ясно, с техникой. Нас содержание интересует. Офелия, там, психология, все дела…Осталось немного. Я расскажу об этом в следующей, заключительной части своей работы. |